После начала специальной военной операции и введения против гражданской авиаотрасли России «адских санкций» минуло более двух лет. В 2022 году некоторые отечественные СМИ, опираясь на мнение «экспертов», предрекали нашей стране полных крах пассажирских авиаперевозок. Прогнозы строились сродни апокалипсису: летать опасно, летать не будем, летать не на чем. Всё плохо, мы все умрём...
Однако сейчас 2024 год, «боинги» и «эйрбасы» у иностранных лизингодателей выкупаются, самолёты летают, их техническое обслуживание проводится, пассажиропоток растёт, и в целом гражданская авиаотрасль страны подстроилась под введённые ограничения и функционирует вполне уверенно. Проблемы, конечно есть, касаются они, в первую очередь, производства отечественной авиатехники, этот вопрос «Авиация России» уже рассматривала ранее.
В 2022 году после выхода очередных
«После 24 февраля проблемы "Аэрофлота" стали символом изоляции РФ. В результате воздействия беспрецедентных экономических санкций компания переключает свое внимание на внутренние рейсы и самолёты российского производства. Новые самолёты Boeing 737 MAX 8 и Airbus A350-900, которыми намеревались пополнить свой флот S7 Airlines и "Аэрофлот", разбирают как горячие пирожки турецкие и индийские авиакомпании. А о готовившемся грандиозном заказе "Победы" на 100 самолётов Boeing 737 MAX вообще можно забыть», –
Вполне вероятно, что самолёты B737 MAX и разбирали, «как горячие пирожки», но связано это было не с тем, что Boeing запретил их поставки в Россию из-за СВО. Самолёты этого типа не могут в принципе эксплуатироваться в нашей стране, потому что из-за безответственного подхода к их разработке и испытаниям со стороны американской корпорации, ещё 14 марта 2019 года Росавиация
В июле 2022 года
Затронул «эксперт» и задержание 2 июня 2022 года самолёта А330 «Аэрофлота» на Шри-Ланке.
«Недавняя ситуация с задержанием самолёта Airbus A330 подчеркивает изоляцию. Самолёт "Аэрофлота" был заблокирован на несколько дней в аэропорту Коломбо, даже несмотря на 100% гарантии со стороны правительства Шри-Ланки. В первую очередь такая проблема касается самолётов, принадлежащих иностранным лизингодателям, переведённых в российский регистр. Я удивлён непрофессионализмом менеджеров "Аэрофлота", которые в погоне за прибылью, не смогли просчитать все риски», – пишет банкир.
К концу марта 2022 года по заявлению Росавиации стран, которые гарантировали России возможность беспрепятственно летать в свои аэропорты, было пять: Куба, Шри-Ланка, Аргентина, Венесуэла и Киргизия. Что касается Шри-Ланки, то в сентябре 2022 года были принесены извинения на уровне правительства этой страны за задержку аэрофлотовского А330 и заверения, что никаких подобных инцидентов в будущем не будет.
«Над компанией ["Аэрофлотом" – прим. "Авиация России"] висит призрак хромой авиационной промышленности Ирана. Десятилетия санкций США опустошили авиационный сектор Исламской Республики. ЕС запретил большей части парка самолётов иранских авиакомпаний находиться в своём воздушном пространстве из соображений безопасности. В то время как страна полагается на кустарное производство и сеть посредников, чтобы обойти ограничения и закупить запчасти для самолётов», – считает Коган.
Да, Иран не производит большие пассажирские самолёты, не получилось у Исламской республики и с региональными Ан-140. Но называть авиаотрасль Ирана «хромой» может только человек совершенно некомпетентный по отношению к Исламской республике и её авиаотрасли. За много лет санкционного давления со стороны коллективного Запада там научились обходить ограничения и импортировать необходимые запчасти и комплектующие минуя американский и англосаксонский рынки. Тот же «Аэрофлот»
Статья Евгения Когана, вышедшая в июне 2022 года в Investing.com очень пространная, приводить все тезисы из неё нет смысла из-за её тенденциозности. Однако ответить на три приведённых выше – нужно было обязательно, чтобы показать уровень данного «эксперта». Утверждения и выводы, которые делает инвестиционный банкир, изобилуют умолчаниями и передёргиванием фактов. При этом Евгений Коган ратует за правду. В
Одной из самых острых проблем с действующим парком региональных самолётов SSJ100 можно назвать ремонт и поддержание лётной годности двигателей SaM146.
10 мая 2023 года в издании с твёрдым знаком в названии вышла
В июне телеграмм-канал «МашТех»
Год прошёл. Массового вставания «Суперджетов» не отмечается. В конце 2023 года завершилась программа импортозамещения ключевых компонентов для проведения сервисного обслуживания SaM146. В России освоен модульный ремонт одного из наиболее критичных компонентов силовой установки – электронного блока управления, созданы отечественные топливные фильтры. По импортозамещению были одобрены работы по ремонту клапана воздушного стартера. В декабре началась поставка эксплуатантам SSJ100 российских свечей зажигания. Самолёты интенсивно летают, среднесуточный налёт «Суперджетов» сопоставим с налётом среднемагистральных самолётов.
В 2023 году авиакомпании за счёт средств, выделяемых Правительством РФ, очистили часть самолётов от двойной регистрации. S7 и «Уральские авиалинии» сообщали, что урегулировали споры по 45 и 19 самолётам соответственно. Группа «Аэрофлот» выкупила 93 самолёта, восемь среднемагистральных Airbus A319 – дальневосточная авиакомпания «Аврора». Всего за 2023-й и начало 2024 года российские авиакомпании
Всего по итогам 2023 года российские авиакомпании перевезли 105,4 млн чел., что выше показателя предыдущего года на 10,7%, но на 5 процентов ниже, чем в 2021 году. Объём пассажирских авиаперевозок на 4 процента превысил целевое значение (101,2 млн чел.), которое было заложено в базовом сценарии комплексной программы развития авиатранспортной отрасли на 2023 год. Ожидается, что в 2024 году положительный тренд сохранится, пассажиропоток вырастет на 8 процентов к уровню 2023 года и составит около 114 млн чел. Об этом говорится в
Встречаются в российском информационном пространстве комментарии Заслуженного пилота России, бывшего лётного директора «Внуковских авиалиний» Юрия Сытника. Летом 2022 года он
Реальность такова, что основная масса иностранных самолётов не встала тогда, к зиме 2022 года, не стоит на приколе сейчас. Специалисты в отрасли
Запчасти часто бывают не оригинальными, но и не контрафактными. Некоторые из них производятся в Китае, причём Boeing и Airbus официально их признают. Лётчик и командир A320 Андрей Литвинов
«А-Техникс» впервые выполнил техобслуживание Airbus A350 по форме 1B-check
Главным вопросом в условиях санкций в отношении российской гражданской авиации и одновременным ростом пассажиропотока отечественных перевозчиков остаётся безопасность полётов. В начале декабря 2023 года
Росавиация заявила по этой публикации, что на российском воздушном транспорте отсутствует тенденция к росту числа авиационных инцидентов. За 11 месяцев 2023 года их количество с воздушным судами, перевозящими пассажиров и грузы, снизилось на 1,3% к аналогичному периоду прошлого года до 670 случаев. Из них число инцидентов, связанных с отказами авиатехники и двигателей, составило 400 случаев – на 2% меньше, чем в январе-ноябре 2022 года. Пресс-секретарь ФАВТ Артём Кореняко подчеркнул, что безопасность полётов и пассажиров – ключевой приоритет для всех работников воздушного транспорта.
Также очень внимательно ситуацию с безопасностью полётов в России
Гражданская авиаотрасль России по-прежнему сильно зависит от импортной техники и запчастей. Но несмотря на это, находясь уже в течение двух лет под жесточайшими ограничениями, отрасль не только не рухнула, но проявила стойкость и показала способность к адаптации. В ближайшие 2-3 года ожидается дальнейшее восстановление объёмов авиаперевозок, а завершение СВО и начало выпуска МС-21-310, SJ-100, Ту-214 и Ил-114-300 придадут ей мощный стимул дальнейшего поступательного развития.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»