Антисанкционные нормативные акты в области авиации, принятые Правительством РФ в ответ на решение Запада обязать своих лизингодателей вернуть из России предоставленные в аренду самолёты, приведут к тому, что владельцы ВС рано или поздно начнут предъявлять иски из-за невозврата самолётов. Об этом
Проблема взаимоотношения с лизинговыми компаниями усугубляется также тем, что большая часть иностранных самолётов, которые эксплуатируются в России, имеют фактически двойную регистрацию: российскую и бермудскую. Это в свою очередь нарушает статью 18 Чикагской конвенции гражданской авиации. ИКАО на своей июньской сессии дало срок до 14 сентября, чтобы устранить данное нарушение.
И если вопрос с авиавластями Бермудских островов ещё можно попытаться решить путём переговоров, что подтверждает появившаяся
«У нас в России зарегистрировано и имеют сертификат лётной годности 111 авиакомпаний. Надо определиться нам с правительством, что делать авиакомпаниям, которые мы сподвигли оставить самолёты. То есть должен ли быть выкуп самолётов или не должен. Потому что лизинговые платежи компании должны продолжать платить, но лизингодатели не хотят нам продавать самолёты. Такие переговоры компании пытаются вести, но пока безрезультатно», –
Одним из решений складывающейся ситуации может быть возврат части самолётов, с которыми авиакомпании могли бы расстаться без особого ущерба для своей коммерческой деятельности. Об этом в интервью сайту «Авиация России» в апреле-2022 говорил президент компании АТЕО Эйр, автор более 500 статей по экономике авиации Олег Евдокимов.
По его словам, нецелесообразно удерживать самолёты 737МАХ не ре-сертифицированные для полётов в России. «Переговоры по их возврату следует считать приоритетными. Они и покажут возможность компромисса в принципе», – отмечал эксперт.
Теперь, как сообщает «
Эксплуатация В737-8 МАХ была запрещена в России из-за двух авиакатастроф самолётов этого типа в Индонезии и Эфиопии, повторная сертификация не проводилась. Олег Евдокимов рассказал, что с представителями корпорации Boeing прошли переговоры о возможности передачи двух самолётов МАХ из S7 в Киргизию местному перевозчику AviaTraffic, который сейчас летает на 30-летних Boeing 737-300. Новые самолёты позволят авиакомпании расширить географию полётов в российские города.
«Это, в принципе, верный подход: вывести часть флота для нормального обслуживания при условии полётов только в Россию, – считает Олег Евдокимов. – Несмотря на то, что B737 MAX не прошёл в России повторную сертификацию и находится под запретом для российских компаний, иностранные перевозчики могут летать к нам на этом типе самолётов, воздушное пространство и аэропорты для них открыты», – пояснил он и добавил, что в самой корпорации Boeing к такому возможному решению относятся очень позитивно.
«Вывод "Максов" на новый рынок явно выгоден "Боингу", а появление новых рейсов из-за рубежа в Россию является значимым для снижения очень высоких сегодняшних цен для полётов россиян в отпуска на морские курорты», – отметил эксперт.
Как пишет «Коммерсант», вывоз самолётов регламентируется приказом Минтранса от 24 марта о вывозе самолётов в страны ЕАЭС. Но этот приказ не распространяется на вывоз ВС за пределы ЕАЭС. Разрешение можно получить «через правительство по согласованию с Минтрансом».
«При вывозе воздушных судов или комплектующих для обеспечения их технической эксплуатации за рубежом целесообразно обращаться в правительство через Минтранс. В этом случае подготовленные Минтрансом предложения согласовываются Минэкономики и Минпромторгом», – сообщил изданию источник в Минпромторге. Официально Минпромторг и Минтранс ответ на запросы S7 и ABC не ответили.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»