Санкции, введённые в отношении гражданской авиации России после начала специальной военной операции на Украине, включают запрет на поставку российским перевозчикам самолётов и запчастей к ним, а также на страхование и техническое обслуживание. Лизинговым компаниям предписывалось прекратить действие договоров аренды воздушных судов, а российские эксплуатанты в срок до 28 марта должны были вернуть иностранные самолёты их владельцам.
При этом, в соответствии с указом президента РФ от 5 марта 2022 г., авиакомпании должны выплачивать лизинговые платежи по «временному порядку исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами». Согласно документу, российские физические и юридические лица, имеющие обязательства перед кредиторами из недружественных стран, могут расплачиваться по ним в рублях, открыв специальный рублёвый счёт «С» на имя иностранного кредитора и перечисляя туда деньги по курсу ЦБ на день платежа.
Как сообщает издание «
Деньги на счета «С» пока не поступали, но контракты с лессорами предусматривают аккредитивы в размере трёх месячных лизинговых платежей и депозиты на техническое обслуживание, которые значительно превышают трёхмесячный аккредитив. Общая сумма аккредитивов для всех авиакомпаний оценивается в 200 млрд руб. Лизингодатели располагают депозитами и аккредитивами, превышающими текущие операционные лизинговые платежи, и предполагать, что в течение трёх месяцев российские эксплуатанты бесплатно пользуются парком воздушных судов, неверно.
Таким образом сроки фактически предоплаченных лизинговых платежей у различных авиакомпаний могут варьироваться от трёх до восьми месяцев.