28 марта истёк крайний срок для российских авиакомпаний, которые должны были вернуть иностранным владельцам более 400 арендованных самолётов стоимостью почти 10 миллиардов долларов. Отраслевая организация ирландских лизингодателей Aircraft Leasing Ireland (ALI)
Глава МИД РФ Сергей Лавров
Гражданская авиаотрасль России стала одной из первых жертв этой гибридной войны после введения запретов на использование воздушного пространства сначала для российских самолётов в небе Евросоюза, США и Канады, а затем зеркального ответа РФ. Теперь лессорам грозят списания лайнеров, финансовые потери и долгая битва со страховщиками в судах, пишет
Несмотря на то, что самолёты застрахованы, беспрецедентный характер и масштабы потенциальных убытков означает, что прежде чем будут приняты какие-либо решения о выплатах, судебные разбирательства между арендодателями и страховщиками могут затянуться на годы.
При этом лизинговые компании надеются, что в вопросе предстоящих судебных споров со страховщиками, получат поддержку от своих правительств. Финансовый директор Air Lease Грегори Уиллис говорит, что «видит, как правительство в какой-то момент вмешивается, как они [Правительство РФ – прим. «Авиация России»] это сделали».
Однако часть аналитиков не верят, что Соединенные Штаты или ЕС вмешаются, чтобы оказать лессорам поддержку. «Крупные западные арендодатели, связанные с Россией, должны быть в состоянии справиться с ситуацией без государственной поддержки», –
Некоторые российские авиакомпании заявили о своей готовности вернуть самолёты лизингодателям, но для этого должно быть получено разрешение правительственной комиссии, которая вряд ли даст «добро» на возврат. Как заявил 22 марта в Совете Федерации министр транспорта Виталий Савельев, «мы ищем легальные пути, как договориться с лизингодателями, но пока не удаётся. Они не хотят вступать в переговоры по компенсации им оплаты и выкупа судов в собственность российскими авиакомпаниями». По его словам, отдать самолёты, значит оставить такую страну как Россия с 17 млн кв. км площади без авиации. Делать этого нельзя.
В этих условиях обозреватель одного из центральных СМИ заявляет, что «не наблюдает у перевозчиков единого порыва возвращать борта, но правительство не дало им даже шанса сохранить лицо». При этом не объясняется, как, например, после гипотетического возврата самолётов смогут сохранить лицо такие перевозчики, как S7, «Уральские авиалинии», «ЮТэйр», «Победа» или «Аэрофлот», если в их парке полностью или в наибольшей степени присутствуют только иностранные самолёты. Из заявления «эксперта» следует, что банкротство, прекращение полётов, массовые увольнения и, как следствие, социальная напряжённость в обществе – это как раз то, что позволит «сохранить лицо».
Другая большая проблема, кроме масштабного сокращения международных авиаперевозок, – это обеспечение авиакомпаний запчастями. Как заявил министр транспорта на совещании в СФ, пока полёты продолжаются, но «это временно, потому что на каком-то этапе нам потребуются запасные части, которых нас лишили». По его словам, Минтранс ищет решение, и за основу взят Иран, который находится под санкциями с 1995 года.
Однако проблема заключается в том, что запчасти не должны быть контрафактными, иначе будет значительно ослаблена безопасность полётов. Против запрета на поставку запчастей для самолётов российских авиакомпаний
«IATA не поддерживает запрет на экспорт оборудования и запасных частей для коммерческих самолётов, потому что это потенциально может повлиять на безопасность, которая всегда является главным приоритетом», – говорится в заявлении ассоциации.
В свою очередь EASA, отвечающее за безопасность полётов и эксплуатацию самолётов, выпущенных европейской авиастроительной корпорацией, своими запретами отменяет безопасность «эйрбасов» в России только потому, что они «российские».
Кто-то ещё думает, что санкции введены не против простых граждан России?
18 марта высокопоставленный представитель госдепартамента США
Однако веры таким заявлениям нет. Поправка Джексона-Вэника, ограничивавшая торговлю со странами, препятствующими эмиграции и нарушающими другие права человека, продержалась 38 лет. Поэтому нужно быть готовыми, что санкции против России и её гражданской авиаотрасли в том числе, останутся на десятилетия.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»