Европейское агентство по авиационной безопасности опубликовало 14 марта на своём сайте «
Так, например, EASA приостановило действие всех выданных ею сертификатов, в том числе сертификатов на продукцию, детали и приборы, а также сертификаты на авиатренажёры, если владелец сертификата находится или проживает в России.
Также агентство не принимает до дальнейшего уведомления любые новые заявки на сертификацию от организаций и лиц, находящихся или проживающих в России или иным образом подпадающих под действие санкций.
EASA запрещает любым воздушным судам посадку, взлёт или пролёт над территорией Европейского Союза, если это ВС эксплуатируется российскими авиаперевозчиками, зарегистрировано в России или контролируется любым российским физическим или юридическим лицом, организацией или органом.
Агентство запрещает заключать договоры аренды и код-шеринга с эксплуатантами воздушных судов России или в отношении воздушных судов, зарегистрированных в России. Любые подобные договоры лизинга должны быть расторгнуты.
Держателям сертификатов типа EASA и другим обладателям разрешений на конструкцию запрещается обеспечивать поддержание лётной годности, а также обеспечивать любую другую форму технической поддержки воздушных судов, зарегистрированных, спроектированных или эксплуатируемых в России, если Россия выступает в качестве государства-оператора.
EASA запрещает обеспечивать капитальный и текущий ремонт, осмотр, замену, модификацию или устранение дефектов воздушного судна или его компонентов, за исключением предполётного осмотра.
Европейское агентство, отвечающее за безопасность полётов и эксплуатацию самолётов, выпущенных европейской же авиастроительной корпорацией, своими запретами отменяет безопасность «эйрбасов» в России только потому, что они «российские».
При этом Минторг США предполётный осмотр уже запретил. 18 марта был опубликован список из 99 самолётов Boeing, эксплуатируемых в РФ, для которых запрещена заправка, предоставление запчастей и услуг. В списке – 33 самолёта «Аэрофлота», 23 – Azur Air, 14 – Nordwind, 12 – входящего в «Волгу-Днепр» AirBridgeCargo, 12 – Utair и 5 – «Авиастар-ТУ».
Как пишет «
Источники издания в двух авиакомпаниях заявили, что столкнулись с отказами от заправки даже в российских аэропортах. Решение предположительно одной такой обслуживающей компании перевозчики объясняют работой в других странах, риски для неё такие же, что и для зарубежных, – крупные штрафы и «понуждение к их уплате». Если перевозчики не добьются ускоренной выдачи особых разрешений, ни один контрагент в мире, ведущий расчёты в долларах, не пойдёт на такие риски, считают источники «Коммерсанта».
Таким образом сложилась ситуация, когда все российские самолёты зарубежного производства оказались вне закона по версии властей США и Евросоюза, а российский «Суперджет» становится единственной возможностью продолжения полётов за рубеж.
В этой связи редакция сайта «Авиация России» обратилась за комментариями к общепризнанному лидеру в продвижении SSJ100 на экспортные рынки, Президенту компании
По его мнению, следует немедленно перезаключать договора лизинга между Группой «Аэрофлот» и лизингодателями в пользу других эксплуатантов «Суперджета», и прежде всего, – с авиакомпаниями «Азимут» и, возможно, с «Северсталью».
«Конечно, при этом Мордашов [Алексей Мордашов – владелец 77% акций, председатель совета директоров ПАО «Северсталь» – прим. «Авиация России»] должен продать свою долю в авиакомпании, как находящийся под санкциями, – отметил эксперт. – Необходимо на международных направлениях использовать только "Суперджеты", дабы сохранить людям возможность летать в отпуск за разумные деньги, а не по ценам "Эмирэйтс". Прямые рейсы Иркутск-Вьетнам и тому подобное должны стать доступны для всех», – считает он.
По данным Объединённой авиастроительной корпорации, на самолётах «Суперджет 100» у нас в стране
При этом ситуация усугубляется тем, что и российские SSJ100 могут быть арестованы в иностранных аэропортах либо для шантажа перевозчика, либо для принуждения к возврату «боингов» и «эйрбасов» лизингодателям. Тем более, что у Евросоюза есть такой опыт. Достаточно вспомнить ситуацию с французской компанией Noga, предпринявшей в начале 2000-х ряд попыток наложить аресты на российское имущество:
- 18 мая 2000 года во Франции были блокированы счета российских дипслужб, госкомпаний, включая «Роснефть» и «Славнефть» (сами компании арест отрицали), ЦБ и Внешэкономбанка.
- 13 июля 2000 года в порту Брест был задержан парусник «Седов», участвовавший в международной регате.
- 22 июня 2001 года предпринята попытка арестовать самолеты Су-30МК и МиГ-АТ на авиасалоне в Ле-Бурже.
- 16 ноября 2005 года в Швейцарии арестованы 54 картины французских живописцев из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Однако во всех случаях суды удовлетворяли жалобы российской стороны и снимали арест с имущества и счетов.
Ещё одна сторона развязанной Западом санкционной войны против России – это вероятные банкротства страховых компаний, которые после 28 марта, когда истечёт срок возврата самолётов лизингодателям, должны будут начать выплачивать солидные страховые суммы.
Как пишет Рейтер, закон о регистрации прав на иностранные самолёты показал, что Москва может их «конфисковать». Перерегистрация воздушных судов в российский реестр приведёт к тому, что наступят страховые случаи, если самолёты останутся в России. Закон побудил AerCap Holdings, крупнейшую в мире компанию по лизингу самолётов, уведомить страховщиков о
Глобальные лизинговые компании изо всех сил пытаются изъять более 400 самолётов на сумму почти 10 миллиардов долларов у российских авиакомпаний, которые в основном не реагируют на требования о сдаче самолётов, отмечает Рейтер. В Минтрансе РФ
«У нас всего самолётов в стране было 1367. Мы потеряли 78 машин, они были арестованы у нас при полётах. Мы ищем легальные пути договориться с лизингодателями и решить этот вопрос, но пока не удается. Там есть запрет и требование возврата, они не хотят вступать в переговоры по компенсации им оплаты и выкупа в собственность российскими авиакомпаниями», – сказал министр транспорта Виталий Савельев.
В российский реестр переведено почти 800 машин, они продолжают полёты. Ситуация безвыходная: Россия самолёты не отдаст, потому что в такой огромной стране остановить авиаперевозки нельзя, а Евросоюз недоговороспособен, чтобы выйти из патовой ситуации. Развязанная западными странами санкционная война больно бьёт не только по российской авиаотрасли, в стороне от своих же санкций не останутся и западные компании: ни авиа-, ни лизинговые, ни страховые. По словам Виталия Савельева,
«Гнедая» сломала ногу. Выдержит ли «Боливар»?
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»