«Боливар» может надорваться

Кадры из х/ф "Деловые люди". Коллаж «Авиация России»

Европейское агентство по авиационной безопасности опубликовало 14 марта на своём сайте «Уведомление для заинтересованных сторон», в котором перечислены ограничительные меры против российской гражданской авиации.

Так, например, EASA приостановило действие всех выданных ею сертификатов, в том числе сертификатов на продукцию, детали и приборы, а также сертификаты на авиатренажёры, если владелец сертификата находится или проживает в России.

Также агентство не принимает до дальнейшего уведомления любые новые заявки на сертификацию от организаций и лиц, находящихся или проживающих в России или иным образом подпадающих под действие санкций.

EASA запрещает любым воздушным судам посадку, взлёт или пролёт над территорией Европейского Союза, если это ВС эксплуатируется российскими авиаперевозчиками, зарегистрировано в России или контролируется любым российским физическим или юридическим лицом, организацией или органом.

Агентство запрещает заключать договоры аренды и код-шеринга с эксплуатантами воздушных судов России или в отношении воздушных судов, зарегистрированных в России. Любые подобные договоры лизинга должны быть расторгнуты.

Держателям сертификатов типа EASA и другим обладателям разрешений на конструкцию запрещается обеспечивать поддержание лётной годности, а также обеспечивать любую другую форму технической поддержки воздушных судов, зарегистрированных, спроектированных или эксплуатируемых в России, если Россия выступает в качестве государства-оператора.

EASA запрещает обеспечивать капитальный и текущий ремонт, осмотр, замену, модификацию или устранение дефектов воздушного судна или его компонентов, за исключением предполётного осмотра.

Европейское агентство, отвечающее за безопасность полётов и эксплуатацию самолётов, выпущенных европейской же авиастроительной корпорацией, своими запретами отменяет безопасность «эйрбасов» в России только потому, что они «российские».

При этом Минторг США предполётный осмотр уже запретил. 18 марта был опубликован список из 99 самолётов Boeing, эксплуатируемых в РФ, для которых запрещена заправка, предоставление запчастей и услуг. В списке – 33 самолёта «Аэрофлота», 23 – Azur Air, 14 – Nordwind, 12 – входящего в «Волгу-Днепр» AirBridgeCargo, 12 – Utair и 5 – «Авиастар-ТУ».

Как пишет «Коммерсант», в российских авиакомпаниях опасаются, что ЕС последует примеру США и запретит любые формы обслуживания самолётов Airbus, в том числе и предполётный осмотр, а запрет в будущем распространится на весь парк Boeing в РФ – это примерно 300 ВС.

Источники издания в двух авиакомпаниях заявили, что столкнулись с отказами от заправки даже в российских аэропортах. Решение предположительно одной такой обслуживающей компании перевозчики объясняют работой в других странах, риски для неё такие же, что и для зарубежных, – крупные штрафы и «понуждение к их уплате». Если перевозчики не добьются ускоренной выдачи особых разрешений, ни один контрагент в мире, ведущий расчёты в долларах, не пойдёт на такие риски, считают источники «Коммерсанта».

Таким образом сложилась ситуация, когда все российские самолёты зарубежного производства оказались вне закона по версии властей США и Евросоюза, а российский «Суперджет» становится единственной возможностью продолжения полётов за рубеж.

В этой связи редакция сайта «Авиация России» обратилась за комментариями к общепризнанному лидеру в продвижении SSJ100 на экспортные рынки, Президенту компании АТЕО Air Олегу Евдокимову.

По его мнению, следует немедленно перезаключать договора лизинга между Группой «Аэрофлот» и лизингодателями в пользу других эксплуатантов «Суперджета», и прежде всего, – с авиакомпаниями «Азимут» и, возможно, с «Северсталью».

«Конечно, при этом Мордашов [Алексей Мордашов – владелец 77% акций, председатель совета директоров ПАО «Северсталь» – прим. «Авиация России»] должен продать свою долю в авиакомпании, как находящийся под санкциями, – отметил эксперт. – Необходимо на международных направлениях использовать только "Суперджеты", дабы сохранить людям возможность летать в отпуск за разумные деньги, а не по ценам "Эмирэйтс". Прямые рейсы Иркутск-Вьетнам и тому подобное должны стать доступны для всех», – считает он.

По данным Объединённой авиастроительной корпорации, на самолётах «Суперджет 100» у нас в стране перевозится свыше 60% всех пассажиров, которые летают на реактивных региональных самолётах российских авиакомпаний. Международное консалтинговое агентство Cirium отмечает, что «Суперджеты» станут летать ещё больше. Сайт FrequentFlyers.ru со ссылкой на исследование Cirium сообщает: только за неделю с 14 по 20 марта в актуальном расписании до августа количество запланированных рейсов на этом типе самолёта увеличилось на 15% и достигло 70376 или порядка 14 тысяч рейсов в месяц. «Ранее все SSJ100 вместе взятые никогда не выполняли даже 10 тысяч рейсов в месяц», – говорится в исследовании Cirium.

При этом ситуация усугубляется тем, что и российские SSJ100 могут быть арестованы в иностранных аэропортах либо для шантажа перевозчика, либо для принуждения к возврату «боингов» и «эйрбасов» лизингодателям. Тем более, что у Евросоюза есть такой опыт. Достаточно вспомнить ситуацию с французской компанией Noga, предпринявшей в начале 2000-х ряд попыток наложить аресты на российское имущество:

  • 18 мая 2000 года во Франции были блокированы счета российских дипслужб, госкомпаний, включая «Роснефть» и «Славнефть» (сами компании арест отрицали), ЦБ и Внешэкономбанка.
  • 13 июля 2000 года в порту Брест был задержан парусник «Седов», участвовавший в международной регате.
  • 22 июня 2001 года предпринята попытка арестовать самолеты Су-30МК и МиГ-АТ на авиасалоне в Ле-Бурже.
  • 16 ноября 2005 года в Швейцарии арестованы 54 картины французских живописцев из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Однако во всех случаях суды удовлетворяли жалобы российской стороны и снимали арест с имущества и счетов.

Ещё одна сторона развязанной Западом санкционной войны против России – это вероятные банкротства страховых компаний, которые после 28 марта, когда истечёт срок возврата самолётов лизингодателям, должны будут начать выплачивать солидные страховые суммы.

Как пишет Рейтер, закон о регистрации прав на иностранные самолёты показал, что Москва может их «конфисковать». Перерегистрация воздушных судов в российский реестр приведёт к тому, что наступят страховые случаи, если самолёты останутся в России. Закон побудил AerCap Holdings, крупнейшую в мире компанию по лизингу самолётов, уведомить страховщиков о потенциальном убытке в размере 1 миллиард долларов.

Глобальные лизинговые компании изо всех сил пытаются изъять более 400 самолётов на сумму почти 10 миллиардов долларов у российских авиакомпаний, которые в основном не реагируют на требования о сдаче самолётов, отмечает Рейтер. В Минтрансе РФ заявили 22 марта, что 78 самолётов российских авиакомпаний арестованы за рубежом из-за антироссийских санкций, в том числе, в дружественных странах – в Турции, Азербайджане, Армении. Попытки договориться с лизинговыми компаниями о выкупе не приносят успеха.

«У нас всего самолётов в стране было 1367. Мы потеряли 78 машин, они были арестованы у нас при полётах. Мы ищем легальные пути договориться с лизингодателями и решить этот вопрос, но пока не удается. Там есть запрет и требование возврата, они не хотят вступать в переговоры по компенсации им оплаты и выкупа в собственность российскими авиакомпаниями», – сказал министр транспорта Виталий Савельев.

В российский реестр переведено почти 800 машин, они продолжают полёты. Ситуация безвыходная: Россия самолёты не отдаст, потому что в такой огромной стране остановить авиаперевозки нельзя, а Евросоюз недоговороспособен, чтобы выйти из патовой ситуации. Развязанная западными странами санкционная война больно бьёт не только по российской авиаотрасли, в стороне от своих же санкций не останутся и западные компании: ни авиа-, ни лизинговые, ни страховые. По словам Виталия Савельева, потери зарубежных авиакомпаний из-за облёта территории России составят минимум $2-3 млрд в год, а те же Airbus и Boeing понесут многомиллиардные убытки в перспективе ближайших 15 лет, недопоставив на российский рынок сотни своих самолётов.

«Гнедая» сломала ногу. Выдержит ли «Боливар»?

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...