музей ЛИИ им. Громова

Все кончается музеем

Фото: © Валерий Агеев

Не секрет, что любой музей – это особый мир со своей внутренней атмосферой. Музей – средоточие богатейшего опыта прошлых поколений, духовное и материальное богатство, без которого невозможно дальнейшее развитие народа, народности, нации.

Вообще разнообразие музеев поражает! Капитолийский музей в Риме – наиболее старый в мире. Он был организован в 1471 году папой Сикстом IV, когда он подарил часть античных скульптур из личной коллекции римскому народу.

В Хорватии существует музей, посвященный несчастной любви. Его основатели – разведенная пара Олинка Вистице и Дражен Губисич. Основная идея этого музея – помочь людям пережить разрыв в отношениях. Чтобы обойти без остановки Эрмитаж в Санкт-Петербурге, понадобится 12,5 часа. Самый посещаемый музей мира – Лувр в Париже: до 8,5 млн людей ежегодно.

В немецком городе Кюрице расположен Музей лжи. Он интересен тем, что все экспонаты в нем – подделка. В залах можно посмотреть на ухо Ван Гога, швабру Сталина и прочие диковинки. Девиз музея: «Не верьте своим глазам!». То есть сами эти хранилища и «аккумуляторы» истории, позволяющие ощутить то, что называется «почувствовать аромат эпохи», чаще всего имеют и свою собственную, порой весьма прихотливую и головокружительную судьбу.

Существует такое крылатое выражение: куда ни посмотришь в историю – все кончается музеем. Но планомерная и целенаправленная музеефикация истории – феномен относительно новый. Полноценные музеи возникают только в эпоху Возрождения и получают бурное развитие в век Просвещения. И во многом это связано с развитием естествознания. Недаром выдающийся естествоиспытатель и систематик Карл Линней (1707–1778) полагал, что еще в течение его жизни он получит полное представление об Универсуме.

— Дух систематизации, или амбиции охватить всю действительность во всеобъемлющую сеть – пронизывали этот линнеевский XVIII век, писал современный шведский биограф Линнея Гуннар Бруберг.

Немалый интерес представляет и музей Летно-исследовательский институт (ЛИИ) имени М.М.Громова, находящийся в подмосковном городе Жуковский. 23 августа его посетила делегация ОАК.

ЛИИ имени М.М.Громова

Летно-исследовательский институт (ЛИИ) имени М.М.Громова является Государственным научным центром Российской Федерации, в сфере научных исследований и инженерных разработок которого находятся самолеты и вертолеты различного класса и назначения, а также космические аппараты самолетного типа (КАСТ). С 1986 года ЛИИ носит имя организатора и первого начальника, легендарного летчика-испытателя, Героя Советского Союза, Михаила Михайловича Громова. Институт награжден орденом Красного знамени (1945) и орденом Октябрьской революции (1981). У истоков создания ЛИИ и в дальнейшей его деятельности стояли видные ученые СССР: А.В.Чесалов, М.А.Тайц, B.C. Ведров, Б.Н.Егоров, Н.С.Строев и др., которые затем возглавили основные научные направления института.

Вот что рассказал об истории музея ЛИИ им. М.М.Громова его завед.ущий Андрей Симонов:

— Это музей был образован в 1981 году, в преддверии 40-й годовщины со дня образования института, на базе кабинета внедрения новой техники, созданного в 1970 году. Здесь были собраны и систематизированы многие документы исторического характера, раскрывавшие особо значимую роль Института в создании авиационной техники, формировании такого уникального научного направления, как летные исследования и испытания, сертификация самолетов и вертолетов. Музей награжден дипломами российских и международных выставок за активное участие в их работе.

В настоящее время музей является своеобразным местом сбора, обобщения и распространения истории создания авиатехники, хранения текстовой и аудиоинформации, фото- и кинодокументов, отражающих этапы отечественной авиации, персоналии, традиции, сложившиеся на пути создания и становления современной реактивной авиации и ракетно-космической техники. Зримо и выпукло отражен вклад коллектива института в авиационную науку и производство.

На стендах музея демонстрируются отдельные образцы, включая средства измерения для летных испытаний прошлых лет, макеты, модели. Экспозиция музея структурно построена по хронологическому принципу, раскрывает основные этапы летно-исследовательской, научной и производственной деятельности ЛИИ.

На стендах музея и фотографиях Аллеи Героев показаны люди и события почти 70 лет истории развития авиации, наиболее полно отражающие многогранную жизнь многотысячного коллектива ученых, летчиков-испытателей и авиационных специалистов разного уровня, а также представлены этапы развития аэродрома и стендово-моделирующей базы.

Музей на постоянной основе обеспечил оформление средств морального поощрения работников авиационной промышленности, работавших и работающих на территории ЛИИ – это Доски почета и Аллея Героев. В ЛИИ за прошедшие десятилетия работало 40 Героев Советского Союза, более 90 заслуженных летчиков-испытателей и штурманов-испытателей. В последние годы еще 15 летчиков и штурманов-испытателей удостоены звания Героя России.

Среди ученых ЛИИ – 11 заслуженных деятелей науки и техники, 50 лауреатов Государственной и Ленинской премий. Глубокий след в истории института оставили выдающиеся летчики-испытатели М.М.Громов, С.Н.Анохин, А.Н.Гринчик, Амет-хан Султан, Г.М.Шиянов, М.Л.Галлай, Ю.А.Гарнаев. Им и другим посвящены стенды-выставки, рассказывающие об их вкладе в испытания авиационной и космической техники.

Большую коллекцию в музее составляют тематические альбомы по разным направлениям летных испытаний, а также по персоналиям. Особо интересен раздел музея, посвященный героическому беспосадочному перелету экипажа М.М.Громова, А.Б.Юмашева и С.А.Данилина из СССР через Северный полюс в США на самолете АНТ-25 и установлению ими мирового рекорда дальности полета по прямой в 1937 году.

Хорошо представлена одна из весомых страниц истории института – работы в области космических исследований. Еще в 1957 году Главный конструктор космических кораблей СП. Королев привлек ЛИИ, как одну из самых компетентных организаций того времени, к решению комплекса проблем создания бортовых систем пилотируемых космических аппаратов.

В частности, для оборудования рабочего места космонавта проводились испытания систем обеспечения жизнедеятельности и спасения, обучение на стендах и летная подготовка экипажа, включая моделирование условий невесомости и приземления после завершения космической экспедиции.

С 1960 года на тренажерах-стендах ЛИИ проходили тренировку авангардная шестерка космонавтов, а именно: Ю.А.Гагарин, Г.С.Титов, П.Р.Попович, В.Ф.Быковский, А.Г.Николаев, Г.Г.Нелюбов. Позднее по программам космических кораблей «Восток» и «Восход» в ЛИИ тренировались А.А.Леонов, П.И.Беляев, В.М.Комаров, Б.В.Волынов и многие другие космонавты.

гагарин

Редкие кино- и фотодокументы этого определяющего периода отечественной космонавтики находятся в музее института, являются уникальной частью истории и помогают воспроизвести в памяти весомые события тех лет.
В музее представлены материалы по созданию и исследованиям нескольких поколений летающих моделей со скоростями полета от дозвуковых до гиперзвуковых, и, в частности, крупно-масштабной модели орбитального корабля – космического самолета «Буран» – «Бор-5» и летающих моделей беспилотных орбитальных ракетопланов – «БОР-2» и «БОР-4».

Посетители музея имеют возможность ознакомиться с функционирующей летающей лабораторией, созданной институтом на базе самолета Ту-154 для отработки системы автоматического управления самолетами различного класса.

Во время проведения экскурсий по музею (особенно для студентов и школьников) беседы не ограничиваются показом экспонатов музея. В историческую часть входят также и линейка самолетов, стоящих на центральной Аллее Героев.

Также посетителям предлагается познакомиться со стендовой базой института, посмотреть уникальные фильмы, а самое главное, почувствовать и окунуться в удивительный мир авиации и любящих ее людей – подвижников, верящих в великое будущее авиации России.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...