«Яковлев» ускоряет испытания SJ-100 и перестраивает линию сборки в Комсомольске-на-Амуре

Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК»

О сертификационных испытаниях самолёта SJ-100, проходящих в Комсомольске-на-Амуре и в Жуковском, а также о том, зачем «Суперджету» сайберлеты и российский салон, в интервью пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации рассказал заместитель генерального директора ПАО «Яковлев» – директор программы «Суперджет» Александр Долотовский.

Он напомнил, что программа импортозамещения самолёта «Сухой Суперджет 100» стартовала во втором полугодии 2019 года. Основная задача была расширить рынки для экспорта российского самолёта в те страны, которые на тот момент времени находились под достаточно жёсткими западными санкциями.

Здесь Александр Долотовский говорит про Иран, который в 2016-2017 годах планировал купить у ОАК 12 самолётов SSJ100, однако из-за большого содержания в конструкции машины американских технологий двойного назначения, требовалась лицензия соответствующих структур США. По причине санкций против Ирана, получить разрешение на поставку Тегерану самолётов Superjet 100 было невозможно. Одним из путей снижения зависимости от западных поставщиков рассматривался вариант альтернативной силовой установки, чтобы заказчику на выбор можно было предложить либо франко-российский Sam146, либо полностью российский ПД-8.

Для продажи SSJ100 в Иран ГСС ожидает получения лицензии OFAC

Александр Долотовский пояснил, что первый опытный самолёт з/н 97001, который в августе 2023 года начал выполнять полёты по программе сертификационных испытаний, построен с заменой части иностранных комплектующих доступными аналогами. «На нём стоят двигатели Sam146, некоторые комплектующие изделия в некоторых системах заменены не на импортные аналоги, они по сути являются оригинальными для первоначально выпускавшейся машины**», – сказал он.

Этот борт выполняет в Жуковском полёты на сертификацию импортозамещённых систем, находящихся в составе самолёта. Уже в первом полугодии ПАО «Яковлев» планирует практически завершить на этом самолёте программу сертификационных испытаний и подключить его к следующим этапам испытаний на расширение ожидаемых условий эксплуатации, в частности на полёты при высоких и низких температурах и в высокогорье.

В Производственном центре ПАО «Яковлев» в Комсомольск-на-Амуре находится основное сборочное предприятие самолётов «Суперджет». Полностью импортозамещённая машина з/н 97003, сейчас находится на финальной стадии производства. По словам Александра Долотовского, уже в ближайшее время этот борт также поднимется в небо. Борт з/н 95157 – это классический «Суперджет», как его называют в «Яковлеве», прошёл ремоторизацию под силовую установку с двигателем ПД-8.

«Эта машина начнёт летать по программе сертификационных испытаний именно в части установки двигателя ПД-8, введению в нашу типовую конструкцию. Таким образом, подключая к программе испытаний в общей сложности три опытных самолёта, мы очень сильно ужимаем эту программу по срокам, и уже до конца этого года планируем завершить сертификационные наземные и лётные испытания, для того, чтобы получить одобрение. А получив одобрение главного изменения, приступить уже к поставкам серийных самолётов нашим заказчикам», – добавил директор программы SJ-100.

Таким образом, в испытаниях будут принимать участие три самолёта: один с российскими системами, но с импортным двигателем, второй – ремоторизированный под двигатели ПД-8, но ещё со штатными системами и третий – полностью российский борт.

Какой «Суперджет» первым взлетел с двигателями ПД-8

Испытания на самолёте с ПД-8 будут включать проверку интеграции новой силовой установки с системами самолёта как при нормальной работе двигателя, так и в ситуации различных отказов. Программа предусматривает выполнение более 50 полётов, а также потребует значительного объёма наземных испытаний. Несмотря на то, что ПД-8 является развитием Sam146, его внедрение требует полного соответствия требованиям авиационных властей.

Конструкция планера SJ-100 практически не изменилась по сравнению с оригинальной версией SSJ100, что позволяет сохранить высокие аэродинамические характеристики. Однако на самолёте с ПД-8 установлены новые законцовки крыла, разработанные совместно с ЦАГИ. Сайберлеты улучшают топливную эффективность, взлётно-посадочные и акустические параметры. Они являются стандартной опцией для будущих серийных машин, отметил Долотовский.

По его словам, наличие сайберлетов повлияло на линию сборки. «У нас увеличился размах крыла. Теперь отработавшая своё время подкова – наша знаменитая подковообразная схема движения самолётов по цеху окончательной сборки – становится тесноватой для этих машин, поэтому у нас запущена большая программа по перестройке цеха окончательной сборки. Заметьте, без остановки серийного производства. Сложный очень проект, который сейчас находится на завершающей стадии. Мы разгибаем нашу подкову, переходим к прямоточному движению конвейера», – пояснил Александр Долотовский.

На модернизацию самолёта SJ-100 за три года будет выделено 27,6 млрд рублей

Замгендиректора «Яковлева» обратил внимание, что были приняты определенные конструкторские решения, чтобы максимально сохранить силовую конструкцию планера, в том числе узлы навески двигателей и пилоны***. «Фактически у нас самолёт по силовой установке унифицирован по точкам навески двигателя. То есть мы снимаем Sam146 и вешаем ПД-8. Это было сделано в том числе для того, чтобы уменьшить количество конструктивных изменений в силовой конструкции планера и уменьшить объём испытаний на прочность и ресурс. Тем не менее, мы всё равно проводим такие испытания», – сказал он.

Испытания на прочность и ресурс планера необходимы для подтверждения безопасности конструкции после внедрения изменений, связанных с новой силовой установкой. Они проводятся на двух специально построенных самолётах. Один находится в СибНИА, другой – в ЦАГИ.

Параллельно наземным и лётным испытаниям начинается монтаж внутренней отделки пассажирского салона на полностью импортозамещенном самолёте. Опыт эксплуатации SSJ100 за 15 лет позволил внести улучшения в конструкцию салона, сделав его более удобным для пассажиров и обслуживающего персонала.

«Что касается конкретно интерьера, мы постарались, чтобы пассажиры, заходя в салон импортозамещённого «Суперджета», не чувствовали никакой разницы по сравнению с салоном классического SSJ100, в котором стоит интерьер разработки американской компании Bayer Space. Производство интерьеров полностью локализовано в России, что также сократило количество замечаний на этапе сборки», – подчеркнул Александр Долотовский.

В Производственном центре в разной степени готовности находятся первые 22 серийные машины. Лётные испытания трёх опытных самолётов с разными конфигурациями позволят ускорить процесс сертификации. Каждый из них тестирует отдельные элементы конструкции и самолётных систем. В «Яковлеве» уверены, что такой комплексный подход минимизирует риски и ускоряет выход самолёта на рынок.

** Формулировки «не импортные комплектующие» нужно трактовать как изготовленные в одной из дружественных стран, например, в Белоруссии. Комплектующие для самолётов SSJ100 и МС-21 Минск поставляет в Россию уже давно. Их изготавливают на 558-м Авиационном ремонтном заводе в Барановичах.

*** Ранее, в 2023 году, сообщалось о необходимости установки новых пилонов. Александр Долотовский в этом интервью ОАК впервые официально сообщил об унификации с Sam146 узлов навески двигателей ПД-8 и пилонов.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (31 оценок, среднее: 4,58 из 5)
Загрузка...