Минпромторг РФ объявил конкурс на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по обеспечению сертификации самолёта SJ-100 в модификации с максимальным импортозамещением компонентов и систем, улучшению эксплуатационных характеристик и совершенствованию типовой конструкции, сказано в материалах сайта госзакупок.
Работы должны быть выполнены до конца 2027 года, их максимальная стоимость оценена в 27,6 млрд руб и распределено по годам: 9,5 млрд рублей на 2025 год, 8,98 млрд рублей на 2026 год и 9,13 млрд рублей на 2027 год. Итоги конкурса будут подведены 18 марта.
Программа Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) была запущена в 2002 году, и к 2011 году самолёт вышел в серийное производство. С 2018 года началась программа импортозамещения, в рамках которой были разработаны новые модификации самолёта с использованием отечественных компонентов, включая двигатель ПД-8. За период с 2018 по 2024 год выполнены эскизные и технические проекты, изготовлены опытные образцы компонентов и проведены предварительные испытания.
В рамках программы импортозамещения изготовлены два опытных образца планеров для ресурсных и статических испытаний. Один из планеров, №97002, прошёл ресурсные сертификационные испытания до наработки 26 000 лабораторных полётов. Также изготовлены воздушные суда с максимальным импортозамещением, включая борт 97021 (з/н 97001) с двигателем Sam146 и борт с з/н 97003 с двигателем ПД-8. Борт 97021 выполнил более 60 полётов в рамках предварительных и сертификационных испытаний.
Основной задачей на период с 2025 по 2027 год станет завершение сертификационных работ, включая наземные и лётные испытания, отработку новых компонентов и систем, а также расширение транспортных возможностей и географии эксплуатации, внедрение новых функций и опций в соответствии с требованиями авиационных властей и эксплуатантов самолётов SSJ100. Планируется улучшение функционала бортового радиоэлектронного оборудования b взлётно-посадочных характеристик.
НИОКР также включают доработку опытных воздушных судов, проведение лётных и наземных испытаний, уточнение конструкторской и эксплуатационной документации. Будут проведены ресурсные и статические испытания планера и его компонентов, а также стендовые испытания агрегатов и систем. Разрабатывается сертификационная документация для расширения условий эксплуатации самолёта.
Планируется расширение применения импортозамещённых систем, агрегатов и компонентов, включая разработку модификации самолёта с расширенными транспортными возможностями. Также намечены работы по созданию модульного интерьера, встроенного трапа и дополнительной топливной системы. Эти изменения позволят повысить эффективность эксплуатации самолёта и сделать его ещё более конкурентоспособным.
В соответствии с майской 2024 года редакцией Комплексной программы развития авиаотрасли, в 2026 году должно быть выпущено 30 SJ-100, а всего до 2030 года – 142 самолёта этого типа. При этом, как заявлял в сентябре первый вице-премьер Денис Мантуров, планы производства пассажирских самолётов в РФ будут пересмотрены в 2025 году, ближе к завершению сертификационных работ.