Какой «Суперджет» первым взлетел с двигателями ПД-8

Фото: © Алексей Митяев / planespotters.net

17 марта 2025 года в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полёт опытного самолёта SSJ100 с двигателями ПД-8. Это второй самолёт, который Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) задействует для сертификации импортозамещённой версии SJ-100. Бортовой номер самолёта – 97012, заводской – 95157. Он был изготовлен в 2018 году для ирландской авиакомпании CityJet. Первый полёт этой машины состоялся 2 марта 2018 года.

Этот самолёт – один из ранних, на котором были штатно установлены аэродинамические законцовки крыла – сайберлеты. Они требовались для выполнения полётов в городской аэропорт Лондона, расположенный в центре города в окружении плотной жилой, бизнес и административной застройки. Наличие законцовок снижает влияние спутных струй на черепицу близлежащих домов при посадке. Без сайберлетов выполнять полёты на SSJ100 в аэропорт London City было невозможно.

В 2019 году борт 97012 участвовал в демонстрационных полётах на авиасалоне МАКС. Перед мероприятием он был перекрашен в корпоративные цвета АО «ГСС» в Ульяновске, а затем за несколько дней до открытия авиасалона, перегнан в Жуковский на аэродром ЛИИ им. Громова.

В дальнейшем было принято решение подключить борт к испытаниям по программе импортозамещения и создания версии «Суперджета» SSJ-NEW. В январе 2022 года борт выполнил перелёт из Жуковского в Комсомольск-на-Амуре для замены франко-российских двигателей Sam146 на российские ПД-8. Ремоторизация произвели в производственном центре ПАО «Яковлев», также были установлены новые пилоны и обновлёна система управления двигателями.

Фактически SJ-100 б/н 97012 не является полной версией SSJ-NEW, замена импортных двигателей на отечественные потребовалась, чтобы интенсифицировать сертификационные испытания силовой установки. Опытный двигатель ПД-8 впервые был запущен в составе самолёта 97012 ещё в начале октября 2023 года. После проведения наземных тестов их демонтировали и отправили в «ОДК-Сатурн» для препарирования, анализа полученных результатов и доработок.

В начале февраля 2025 года Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) передала в Комсомольск-на-Амуре первые образцы двигателей ПД-8 для лётных испытаний. После их установки на самолёт специалисты ОДК и ПАО «Яковлев» подготовили борт к первому полёту с новыми силовыми установками.

17 февраля 2025 года начались гонки ПД-8 в составе самолёта. Выполнялись режимы от малого газа до взлётного. Системы самолёта с запущенными двигателями отработали штатно, замечаний у инженеров не вызвали.

Теперь, после того, как первый полёт выполнен, в Комсомольске-на-Амуре самолёту предстоит пройти заводские доводочные испытания. Затем «Суперджет» перелетит в Жуковский, где пройдут сертификационные полёты. В 2025 году для завершения программы сертификации необходимо совершить около 200 испытательных полётов. Часть из них уже выполнил первый опытный SJ-100 б/н 97021, который на двигателях Sam146 летает по программе SSJ-NEW с июня 2024 года.

В рамках работ по импортозамещению «Суперджета» порядка 40 импортных систем и агрегатов, в том числе двигатель, авионика, шасси, вспомогательная силовая установка, комплексная система управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты меняются на российские. Также самолёт SSJ-NEW получил новый фюзеляж с заменой импортных комплектующих, в который были внесены изменения, упрощающие производство и обслуживание самолёта.

В сертификационных испытаниях в этом году будут задействованы три опытных SJ-100:

  • борт 97021 (з/н 97001) – двигатели SaM146, часть импортного оборудования заменено на российское. Выполняет полёты по программе сертификационных испытаний в Жуковском;
  • борт 97012 (з/н 95157) – двигатели ПД-8, частичная замена импортных комплектующих. Идут заводские доводочные испытания в Комсомольске-на-Амуре;
  • борт с з/н 97003 – двигатели ПД-8, опытный образец новой сборки. Практически полная замена импортных комплектующих. Находится в Комсомольске-на-Амуре, идёт подготовка к первому полёту.

7 февраля текущего года в Комсомольске-на-Амуре состоялось выездное заседание управляющего комитета по внешней кооперации проекта SJ-100. Директор Производственного центра ПАО «Яковлев» Андрей Сойнов представил текущее состояние работ над опытными и серийными образцами SJ-100. Он проинформировал участников совещания, что первый серийный самолёт з/н 97004 подключён к электропитанию. Всего собрано 11 серийных планеров, ожидающих установки отечественных систем и агрегатов после завершения сертификации.

Артём Кириллов
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (23 оценок, среднее: 4,91 из 5)
Загрузка...