На аэродроме Дзёмги Комсомольского-на-Амуре авиационного завода начались сертификационные испытания самолёта SJ-100. Полёты выполняет борт 97012 (з/н 95157). На нём установлены двигатели ПД-8 и проведена частичная замена импортных комплектующих. В ходе лётных испытаний выполняются режимы «зубцы» и «драг-чеки», сообщили в пресс-службе объединённой авиастроительной корпорации.
Режим «зубцы» представляет собой последовательно чередующиеся установившиеся режимы набора высоты и снижения с длительностью каждого от 15 до 40 секунд. Проводятся они около заданной высоты, поочерёдно, при максимальной и минимальной тяге двигателей и неизменной скоростью полёта. Для выполнения режима лётчику задаются 8-12 значений скорости и угол наклона траектории. В течение всего времени выполнения «зубцов» конфигурация летательного аппарата остаётся неизменной.
Режим «зубцы» используется при испытаниях нового самолёта, чтобы оценить, как силовая установка ведёт себя в экстремальных условиях – от резких наборов высоты до длительного полёта на постоянной тяге.
Режим «драг-чеки» является одним из самых сложных в лётных испытаниях нового самолёта. Он предполагает выполнение горизонтальных площадок на постоянной скорости и постоянной тяге двигателей. Цель проведения драг-чеков – оценить взлётно-посадочные характеристики самолёта и тяговые характеристики ПД-8.
Также в рамках этого режима проверяют газодинамическую устойчивость силовой установки в различных высотно-скоростных условиях. Сложность испытаний заключается в том, что лётчикам нужно удерживать заданные параметры в течение продолжительного времени, даже кратковременная ошибка может исказить данные, поэтому каждый манёвр отрабатывается до автоматизма.
В мае борт 97012 выполнил семь полётов общей продолжительностью 24 часа 19 минут. Параллельно в подмосковном Жуковском продолжаются лётные испытания опытного борта борт 97021 (з/н 97001) – двигатели SaM146, часть импортного оборудования заменено на российское. С 3 марта по 20 мая 2025 года самолёт выполнил шесть полётов общей продолжительностью 13 часов 45 минут.
Полностью импортозамещённый самолёт SJ-100 б/н 97023 (з/н 97003) в мае полёты не выполнял. В апреле борт совершил два полёта общей продолжительностью 1 час 56 минут, один из которых – первый – 23 апреля.
Ранее главный конструктор SJ-100 Кирилл Кузнецов сообщал, что программа сертификационных полётов будет проходить в Жуковском. До конца 2025 года планируется выполнить около 200 полётов, включая испытания в экстремально высоких и низких температурах, которые пройдут на Аравийском полуострове и в Якутии соответственно.
Первый заместитель председателя правительства Денис Мантуров уточнил, что только первому полностью импортозамещённому борту 97023 предстоит совершить 130 сертификационных полётов. Завершить сертификацию самолёта SJ-100 планируется до конца текущего года.