24 июля Минтранс опубликовал предлагаемые изменения в авиационные правила, касающиеся перевозки ручной клади и норм бесплатного провоза багажа. Документ, подготовленный Минтрансом можно скачать с
Изменения определяют нормы бесплатного провоза багажа для невозвратных билетов, т.е. речь идёт о тарифах, по которым в случае отказа от авиаперелёта, деньги пассажиру возвращаться не будут. Для таких тарифов устанавливается минимальная норма бесплатного багажа в пять килограммов. Для возвратных тарифов норма бесплатного багажа устанавливается в 10 килограммов. Однако составители документа по неизвестным причинам решили изложить изменения таким образом, чтобы окончательно всех запутать. Так п. 133 предлагается в следующей редакции:
«133. В качестве ручной клади принимаются вещи, вес и габариты которых установлены перевозчиком и позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна. Вес ручной клади не может быть менее чем пять килограмм на одного пассажира»;
Из текста можно предположить, что имеются в виду невозвратные билеты, т.к. вес ручной клади определяется в 5 кг, в действующих правилах в этом пункте вес ручной клади не определяется.
Но больше всего вопросов вызывает предлагаемая формулировка пункта 135:
«135. Без взимания платы пассажир имеет право провозить следующие находящиеся при нем вещи:
- дамская сумочка или портфель;
- детское питание для ребенка во время полета;
- костюм в портпледе;
- детская люлька при перевозке ребенка;
- костыли, складная кресло-коляска, имеющие габариты, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения.Вещи, указанные в настоящем пункте, не предъявляются для взвешивания, не подлежат оформлению и не маркируются бирками.»
При сравнении с действующими правилами видим, что исключены к бесплатному провозу верхняя одежда, зонты, ноутбуки, мобильные телефоны, фотоаппараты и видеокамеры. Конечно, эти вещи можно убрать в ручную кладь, но как быть с верхней одеждой и зонтами в мороз или дождь? Куда их девать, оставлять на себе или убирать в ручную кладь, а может быть в багаж? И самое главное - теперь за них придётся платить?
Запутанность и неоднозначность предлагаемых изменений вызвали в обществе бурю эмоций. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выразила возмущение предложенными Минтрансом новыми правилами провоза ручной клади, назвала запрет пассажирам бесплатно проносить в салоны самолётов книги, зонты, трости и мобильные телефоны безответственным, а опубликованный министерством документ - глупостью.
«Что касается ручной клади, вы там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, верхнюю одежду — кто автор этого нормативного акта?», - сказала спикер Совета Федерации.
Минтранс называет предлагаемые поправки оптимизацией и, чтобы хоть как-то успокоить общественное мнение,
"Проект изменений в Федеральные авиационные правила разработан Минтрансом на основе изменений в Воздушный кодекс, и направлен на регулирование вопросов перевозки пассажиров по договору, не предусматривающему норму бесплатного провоза багажа.
В проекте, в частности предлагается установить минимальный вес ручной клади, которую пассажир может провозить на борту воздушного судна. Эта норма должна быть не менее 5 кг, а перевозчиком может быть изменена и в сторону увеличения. Также проектом предусмотрено то, что дополнительно пассажир без предъявления для взвешивания сможет провезти такие вещи как дамская сумочка или портфель, детское питание на время полета, костюм в портпледе, детская люлька при перевозке ребёнка, костыли, складная кресло-коляска для лиц с ограниченными возможностями. Оптимизация данного перечня проведена на основе исследований, выявивших наименее востребованные предметы, которые пассажиры обычно берут с собой на борт самолета помимо ручной клади.
В то же время пассажиру не запрещено убирать в ручную кладь: папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, печатные издания для чтения в полёте, сотовый телефон, фотоаппарат и видеокамеру, что по сути всегда и находится в ручной клади у пассажира. Таким образом, перечисленные вещи могут быть включены в минимальную норму ручной клади в размере 5 кг.
Данная версия проекта в настоящее время проходит процедуру публичных обсуждений и не является окончательной. Проект изменений в ФАП будет в обязательном порядке доработан с учетом тех предложений, которые поступят от экспертов и общественности в рамках публичного обсуждения".
Из всего это очевидно, что поправки в авиационные правила, предлагаемые для снижения стоимости невозвратных билетов для единственного российского лоукостера - авиакомпании Победа, были подготовлены наспех, внимательно в Минтрансе не вычитывались, а готовившие документ люди не ставили себя на место пассажиров, которым необходимо максимально точно, подробно и доступным языком объяснить их права.
Андрей Величко,
для сайта "Авиация России"