Минтранс подготовил и направил на ознакомление в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) и авиакомпании стратегию развития российской гражданской авиации до 2030 года. Документ предусматривает снижение пассажиропотока на фоне сокращения парка иностранных самолётов. Об этом пишет «
Стратегия определяет вложения в авиаотрасль 627 миллиардов рублей и предполагает в течение ближайших восьми лет пополнение парка на 1000 самолётов российского производства. Более половины парка иностранных ВС может пойти на запчасти из-за проблем с обслуживанием.
В стратегии два сценария - базовый и пессимистический.
В базовом варианте предполагается, что участники рынка найдут каналы пополнения запасов комплектующих и расходных материалов с учётом того, что до трети существующего парка будет разобрано на запчасти. «В итоге к концу 2025 года не менее 70% иностранного авиапарка остаются в эксплуатации», — отмечается в первом прогнозе.
Пессимистический вариант отражает ожидания, что пополнить запас запчастей не удастся, и тогда со второго полугодия 2022 года парк иностранных самолётов «интенсивно сокращается, и в дальнейшем его разборка обеспечивает лётную годность остающегося в эксплуатации авиапарка».
Первостепенной задачей является получение запчастей и расходных материалов для техобслуживания, поскольку «текущий уровень обеспеченности по отдельным позициям составляет от двух до пяти месяцев», говорится в документе.
С учётом динамики выбытия иностранных самолётов по базовому сценарию Минтранс рассчитывает, что в 2025 году флот в РФ будет насчитывать 999 воздушных судов, из них 427 иностранных. К 2030 году за счёт ускоренного выпуска отечественных самолётов парк должен вырасти до 1602 ВС (208 иностранных).
Пессимистический прогноз предполагает, что иностранные самолёты будут выбывать быстрее, поэтому в нём заложено 870 самолётов к 2025 году, из которых 298 иностранных, и 1556 самолётов в 2030 году.
Также в стратегии отмечается «текущий низкий уровень проникновения отечественных цифровых сервисов и решений основных критически важных технологических процессов», в том числе влияющих на «непосредственную возможность выполнения процесса перевозки и безопасность». Это система информационного взаимодействия (авиационная телеграфия), система цифровой связи «земля-воздух-земля», картографические и метеорологические информационные системы, системы планирования полётов. Одним из возможных решений авторы видят «подбор отечественного или свободно распространяемого аналога программного обеспечения».