7 мая стало известно, что ФСБ совместно с МВД пресекли попытку диверсии с применением дронов на аэродроме Северный в Ивановской области против базирующихся здесь самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У.
Самодельные взрывные устройства для совершения диверсии планировалось доставить из Черниговской области на лёгкомоторном самолёте. Однако всё время, что украинский самолёт «Аэропракт-А32» находился в воздушном пространстве России, он был под наблюдением силовиков. После посадки в Тульской области в момент передачи средств поражения пилот, а также члены ДРГ, завербованные ГУР Минобороны Украины, были задержаны сотрудниками ФСБ и МВД России.
Это уже вторая попытка атаковать самолёты ДРЛО А-50. Первый раз повредить такое ВС беспилотником диверсанты пытались на стоянке военного аэродрома Мачулищи в Белоруссии. «Военная хроника» в своём тг-канале
А-50 создавался для раннего обнаружения целей противника. Массивная «тарелка», размещённая на фюзеляже самолёта, – это радар «Шмель-М», работающий в сантиметровом диапазоне волн. Он позволяет обнаруживать истребители противника при малой высоте полёта на дальности 200-400 км, а на большой высоте – на дальности от 300 до 600 км. Морские цели обнаруживаются радаром А-50У на удалении до 400 км. Экипаж самолёта может сопровождать до 150 целей одновременно и наводить по ним несколько десятков истребителей.
Электроника модернизированного самолёта А-50У позволяет обнаруживать запуски тактических и оперативно-тактических ракет «Точка-У», «Гром-2» и других, а также ракет морского базирования. Для этого на самолёте установлена инфракрасная система обнаружения, способная на высоте 10000 м засечь факел стартующей ракеты на дальности до 1000 километров.
Самолёт применяется для мониторинга воздушного пространства над зонами боевых действий и передаче этих данных силам ПВО, также А-50У может определять источники излучения противника, записывать их характеристики и передавать войскам координаты для разведки или нанесения удара.
В Сирии А-50У активно применялись как во время самостоятельных полётов, так и в паре с самолётами радиоэлектронной разведки Ту-214Р, а также самолётами радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы Ил-20М1. Но активнее всего А-50У используются на украинском фронте.
Все строевые самолёты А-50 входят в состав авиагруппы боевого применения 610-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний. Местом базирования авиагруппы как раз и является аэродром Иваново-Северный, куда и пытались долететь украинские дроны. Всего в составе ВКС числится 15 самолётов А-50М и А-50У. 10 февраля 2022 года первые полёты с включённым радаром совершила новая машина этого типа — самолёт А-100 «Премьер».
А-50У являются «глазами» ВКС, это важный компонент для эффективного применения авиационных ракет, высокоточных бомб, а также крылатых ракет «Калибр», Х-101 и Х-555 по объектам ПВО, транспортной инфраструктуре и другим военным целям в глубине территории Украины. А-50У используются как для подготовки ракетных ударов, так и для оценки их эффективности. Также известно, что эти самолёты имеют ключевое значение в задачах своевременного дальнего перехвата украинских МиГ-29 и Су-27 до их выхода на рубежи применения противорадиолокационных ракет AGM-88B HARM по радарам российских ЗРК.
Установленные на самолётах А-50У радиолокационные комплексы «Шмель-М» обнаруживают украинские истребители на дистанции до 500 км, выдавая целеуказание экипажам перехватчиков МиГ-31БМ и Су-35. Во многом благодаря самолётам ДРЛО украинские Су-27 и МиГ-29 сбиваются на удалении до 250 км ракетами «воздух-воздух» Р-37М.