Возобновление производства самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) А-50 необходимо, так как они являются необходимыми для Вооруженных сил Российской Федерации и имеют высокий экспортный потенциал. Об этом сказал гендиректор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов в кулуарах перед началом ежегодного послания президента РФ Федеральному собранию, которое состоялось 29 февраля в Гостином дворе.
«Конечно, восстанавливать этот самолёт нужно. Конечно, мы будем его делать, он не только для нашей армии нужен, но и на экспорт», –
Самолёты А-50/А-50У используются для обнаружения, слежения и идентификации воздушных, наземных и надводных целей, передачи данных на командные центры, а также для целеуказания истребителям и самолётам фронтовой авиации на объекты поражения.
Все строевые самолёты А-50 входят в состав авиагруппы 610-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний. Всего на 1 января 2024 года в составе ВКС числилось 15 самолётов А-50М и А-50У.
А-50У являются «глазами» ВКС, это важный компонент для эффективного применения авиационных ракет, высокоточных бомб, а также крылатых ракет «Калибр», Х-101 и Х-555 по объектам ПВО, транспортной инфраструктуре и другим военным целям в глубине территории Украины. А-50У используются как для подготовки ракетных ударов, так и для оценки их эффективности. Также известно, что эти самолёты имеют ключевое значение в задачах своевременного дальнего перехвата украинских МиГ-29 и Су-27 до их выхода на рубежи применения противорадиолокационных ракет AGM-88B HARM по радарам российских ЗРК.
Установленные на самолётах А-50У радиолокационные комплексы «Шмель-М» обнаруживают украинские истребители на дистанции до 500 км, выдавая целеуказание экипажам перехватчиков МиГ-31БМ, и истребителей Су-35 и Су-57. Во многом благодаря самолётам ДРЛО украинские Су-27 и МиГ-29 сбиваются на удалении до 250 км ракетами «воздух-воздух» Р-37М.
В 2003-2008 годах начались работы по модернизации А-50, итогом которых стала версия А-50У. В настоящее время создаётся новый самолёт ДРЛО А-100 «Премьер», который использует платформу самолёта Ил-76МД-90А и современный радиотехнический комплекс.