Одним из приоритетных направлений повышения боевых возможностей ударной авиации ВКС России является совершенствование самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и сопровождения (ДРЛО). Они считаются ключевым элементом для сохранения конкурентоспособности перед военной авиацией вероятного противника.
Самолёт А-50 эксплуатируется в российских ВВС с 1989 года. Комплекс применяется для обнаружения и сопровождения воздушных и надводных целей, оповещения командных пунктов о воздушной и надводной обстановке, для управления самолётами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служит воздушным командным пунктом. Но на сегодняшний день он уступает американскому аналогу - самолёту E-3 Sentry. Более совершенный российский комплекс радиолокационного дозора и наведения (РЛДН) A-50У был введён в эксплуатацию в 2013 году. Он комплектуется значительно более мощными РЛС и средствами РЭБ. Сейчас в России идут испытания новой платформы - A-100, которая будет введена в эксплуатацию в начале 2020-х годов. Российские аналитики часто называют A-50У промежуточной версией между А-50 и А-100.
Внедрение современных электронных компонентов позволяет разрабатывать системы ДРЛО, которые обладают меньшей массой и размерами, но при этом значительно более мощные по сравнению с предшественниками. Это ведёт к тому, что будущие комплексы ДРЛО смогут значительно дольше оставаться в воздухе и отслеживать одновременно больше целей с более высокой точностью, увеличится дальность целеуказания как по воздушным, так и наземным и морским целям. A-50У оснащён штангой дозаправки в воздухе, его продолжительность полёта без дозаправки увеличена на 15-20% за счёт большего запаса топлива, самолёт оборудован модернизированной РЛС "Шмель" концерна "Вега" и может фиксировать пуски ракет на дальностях более 1000 км, в отличие от 800 км предыдущей версии. Дальность обнаружения истребителей у А-50У увеличена на 33%, одновременно самолёт сопровождает до 300 и обеспечивает целеуказание до 40 объектов.
Наряду с более мощным и лёгким радаром, A-50У имеет улучшенные возможности по обнаружению низкоконтрастных наземных целей, современные системы связи и спутниковую коммуникацию. Комплекс значительно более живуч, чем оригинальный А-50, - радиоэлектронное подавление обеспечивается новыми постановщиками активных и пассивных помех, радиолокационные отражатели предназначены для предотвращения потенциальных атак истребителей противника. Поскольку самолёт может работать в воздухе более 24 часов, пять лётных экипажей и десять операторов получили более удобные условия работы, включая зону отдыха и кухню. И всё же считается, что A-50У уступает своим аналогам в США, а самолёты ДРЛО остаются сферой, где Америка сохраняет значительное преимущество.
В какой степени A-100 сможет обеспечить России потенциальное преимущество пока неизвестно, но конструкция выглядит многообещающей и вполне может представлять собой платформу, которая будет явно превосходит американскую E-3. Подробных сведений о возможностях A-100 немного, известно, что его РЛС с АФАР может обнаруживать до 300 целей на удалении до 650 км. Комплекс на базе самолёта Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76 обладает повышенной топливной эффективностью и оснащён новой авионикой, которая уменьшит рабочую нагрузку на экипаж. Есть данные, что А-100 будет способен отслеживать вражеские военные корабли на дальности до 400 км, но для более крупных кораблей, таких как американские крейсеры, эти показатели ещё выше.
Соединенные Штаты могут отреагировать на появление в российских ВКС А-100, особенно если комплекс будет закупаться в больших количествах, путем ускорения внедрения нового поколения американских платформ ДРЛО и модернизации более старых систем.
По материалам издания