Страна | Парк ВС | % | |
1 | США | 13 300 | 25 |
2 | Россия | 4 182 | 8 |
3 | Китай | 3 284 | 6 |
4 | Индия | 2 200 | 4 |
5 | Южная Корея | 1 602 | 3 |
6 | Япония | 1 451 | 3 |
7 | Пакистан | 1 413 | 2 |
8 | Египет | 1 069 | 2 |
9 | Турция | 1 065 | 2 |
10 | Франция | 1 004 | 2 |
Остальные | 22 695 | 43 | |
Всего | 53 265 | 100 |
Воздушно-космические силы России образованы 12 августа 2015 года после слияния Военно-воздушных сил и Войск воздушно-космической обороны и решают широкий круг задач:
- Отражение нападений и осуществление защиты от агрессивных действий противника по отношению к управленческим объектам, политцентрам, военным группировкам, промышленным и экономическим районам России, самым важным инфраструктурным зонам.
- Использование в отношении противника широкого спектра средств поражения, в том числе ядерных.
- Осуществление боевых действий во взаимодействии с другими родами войск.
- Уничтожение крылатых, тактических и баллистических ракет противника, а также беспилотных ударных летательных аппаратов.
- Обеспечение управленческих кадров точными сведениями о движении ракет и предупреждение о возможном нападении.
- Наблюдение в космосе и обнаружение угроз по отношению к объектам на территории России и её союзников, поражение космических средств нападения.
- Запуск специальных аппаратов в космос, управление группировкой спутников.
В настоящее время в состав Воздушно-космических сил РФ входят Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной и противоракетной обороны, а также Космические войска. ВВС составляют Дальняя, Военно-транспортная, оперативно-тактическая и армейская авиация. По данным ежегодного отчёта издания FlightGlobal
С 24 февраля 2022 года ВКС России в ходе специальной военной операции поддерживают с воздуха наземные войска, а также наносят удары высокоточным вооружением по критическим объектам военно-промышленной и энергетической инфраструктуры на территории Украины. При этом СВО стала крупнейшей для России войной по интенсивности боевых действий с 1945 года,
По состоянию на 28 января 2023 года министерство обороны Украины
Если же сопоставить данные на начало 2023 года с цифрами двухгодичной давности (
Тип | Кол. на 2021 | Кол. на 2023 |
МиГ-29 | 255 | 240 |
МиГ-31 | 131 | 129 |
Су-24 | 274 | 273 |
Су-25 | 193 | 197 |
Су-27/30/35 | 242 | 253 |
Су-34 | 125 | 127 |
Су-57 | - | 1 (10*) |
Ту-22М | 66 | 59 |
Ту-95 | 42 | 47 |
Ту-160 | 16 | 15** |
Тип | Кол. на 2021 | Кол. на 2023 |
Ка-52 | 109 | 114 |
Ми-8/17/171 | 790 | 783 |
Ми-24/35 | 274 | 273 |
Ми-28 | 95 | 94 |
Ми-26 | 44 | 44 |
Ка-226 | 36 | 36 |
* В 2022 году Минобороны РФ получило шесть самолётов Су-57: два в мае и четыре в декабре. Суммарно на 1 января 2023 года в ВКС России передано десять серийных истребителей пятого поколения.
** В декабре-2022 на лётные испытания переданы два очередных стратегических ракетоносца Ту-160М. Первый самолёт – серийно изготовленный по программе воспроизводства Ту-160М и второй – строевой самолёт, прошедший глубокую модернизацию.
За этот же период (2021-2023 годы) ВВС Украины увеличили флот истребителей МиГ-29 с 16 до 43 самолётов, а штурмовиков Су-25 – на три единицы: с 13 до 16 машин. Вертолётов Ми-8 было 16, стало 53. Ударных вертолётов Ми-24 в составе ВВС Украины насчитывалось 34 единицы, к концу 2022 года их стало 32.
Сопоставив официальные данные военных ведомств о потерях сторон, видно явное несоответствие в количестве имевшихся к началу боевых действий летательных аппаратов в ВВС Украины и потерях на сегодняшний день. Эта разница может говорить о том, что западные страны в течение 2022 года интенсивно передавали Киеву самолёты и вертолёты ещё советской постройки, выводя их состава ВВС восточно-европейских государств или снимали их с хранения. Так 1 марта 2022 года ТАСС
На этом фоне поставки новой боевой авиационной техники в Вооруженные Силы России оставались на относительно невысоком уровне,
«По имеющимся данным, были поставлены 29 боевых и учебно-боевых самолётов: четыре Су-30СМ2, десять Су-34М, семь Су-35С, шесть Су-57 и два Як-130. Были также поставлены пять военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А новой постройки. В то же время можно отметить, что в 2022 году, наконец, впервые заметно ускорились темпы серийного производства самолётов Су-57 и Ил-76МД-90А. Касательно потерь, то, оценочно, в ходе боевых действий на Украине в 2022 году Вооруженными Силами России были утрачены от всех причин не менее 30 боевых самолётов новых типов (Су-30СМ, Су-34 и Су-35С)», – говорится в сообщении ЦАСТ.
Су-57 Шесть истребителей пятого поколения Су-57 переданы ВКС в 2022 году: первые два – в мае, ещё четыре истребителя – в декабре 2022 года. Всего в составе ВКС 10 самолётов Су-57.
Су-35С Семь истребителей Су-35С передано ВКС в 2022 году: 9 сентября 2022 года КнААЗ передал МО РФ три истребителя этого типа. Ещё четыре Су-35С постройки 2022 года были переданы ВКС России в начале декабря 2022 года. Ранее по двум предыдущим контрактам 2009 и 2015 годов ВКС России получили с 2012 по 2020 годы 98 серийных самолётов Су-35С. Таким образом, общее количество серийных Су-35С, полученных МО РФ, составляет 108 единиц.
Су-34М В течении 2022 года Новосибирский авиационный завод поставил ВКС России десять бомбардировщиков Су-34М (Су-34НВО). Самолёты были поставлены тремя партиями – в июне четыре самолёта, в ноябре – три и в конце декабря ещё три. Эти самолёты были, предположительно, изготовлены по заключенному в июне 2020 года МО РФ с ОАК новому трёхлетнему контракту на строительство 24 модернизированных бомбардировщиков Су-34М. Предположительно, общее количество построенных Су-34 достигло 155 единиц, включая семь опытных и предсерийных самолётов.
Су-30СМ2 В ноябре 2022 года Иркутский авиационный завод передал Минобороны России четыре истребителя Су-30СМ2. Самолеты были поставлены Морской авиации ВМФ России и вошли в состав базирующегося на аэродром Черняховск в Калининградской области 4-го гвардейского морского штурмового авиационного полка 34-й смешанной авиационной дивизии авиации Балтийского флота. Таким образом, общее количество поставленных Су-30СМ дошло до 124 единиц, в том числе 30 самолётов для Морской авиации.
Як-130 Два учебно-боевых самолёта Як-130 были переданы 21 ноября 2022 года Министерству обороны России. С 2009 года по различным контрактам МО РФ получило суммарно до 120 самолётов Як-130, из них 12 первых двух серий были построены на нижегородском авиазаводе «Сокол», а остальные – на Иркутском авиационном заводе.
Ту-160М 12 января 2022 года совершил первый полёт построенный на Казанском авиационном заводе первый (опытный) стратегический бомбардировщик Ту-160М новой постройки. Фактически этот самолёт с серийным номером 8-05 был изготовлен из задела, оставшегося с советских времен. 30 декабря 2022 года ОАК было объявлено, что данный борт завершил этап заводских испытаний, то есть в состав Дальней авиации ВКС России самолёт ещё не передавался. Тогда же ОАК объявила о выкатке и передаче на лётно-испытательную станцию КАЗ второго бомбардировщика Ту-160М новой постройки, однако данный самолёт (предположительный серийный номер 9-01) пока ещё не поднимался в воздух.
Ил-76МД-90А С апреля по декабрь 2022 года ульяновский «Авиастар» сдал Минобороны России пять самолётов Ил-76МД-90А новой постройки. К настоящему времени завод построил и сдал суммарно 18 экземпляров (включая прототип) военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А и один прототип самолёта-заправщика Ил-78М-90А.
Состав флота военной авиации России на начало 2023 года
По оценке ЦАСТ, в 2023 году поставки боевых самолётов могут быть увеличены, что связано прежде всего с эффектом стабилизации в реализации уже действующих и подписанных контрактов, а также с определёнными мерами по интенсификации военного производства в рамках СВО. Могут быть поставлены, оценочно, семь самолётов Су-57, до 12 Су-35С, до 12 Су-34, до 10 Су-30СМ2 и до 12 Як-130, а также сданы один или два стратегических бомбардировщика Ту-160М нового производства (уже построенные борта 8-05 и 9-01). В военно-транспортной авиации могут быть сданы до четырёх самолётов Ил-76МД-90А и первый серийный самолёт-заправщик Ил-78М-90А.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»