С 14 по 18 ноября в Объединённых Арабских Эмиратах прошёл международный авиасалон Dubai Airshow 2021. Сейчас из-за пандемии, – это одна из самых представительных площадок, где можно увидеть авиационную и вертолётную технику из разных стран мира. Россия была представлена широкой номенклатурой летательных аппаратов – от беспилотных авиационных систем до перспективного лёгкого тактического самолёта Checkmate. В лётной программе авиасалона принимал участие лайнер МС-21-310.
Беспосадочный перелёт в Дубай самолёт 73055 выполнил 10 ноября. Время в пути составило 5 часов 14 минут. Часть маршрута пролегала над Каспийским морем и Персидским заливом. Самолёт пилотировал экипаж в составе лётчиков-испытателей корпорации «Иркут» Василия Севастьянова и Андрея Воропаева.
«Перелёт прошёл в штатном режиме. Поскольку самолёт новый, диспетчеры служб управления воздушным движением просили подтвердить его тип», – рассказал Василий Севастьянов. Он также отметил, что в ходе лётных испытаний МС-21-310 выполнялись и более длительные беспосадочные полёты. Так, например, 19 октября самолёт находился в воздухе 6 часов 19 минут.
Программа полётов МС-21-310 в Дубае включала ряд элементов, демонстрирующих возможности лайнера – это быстрый набор высоты до 800 м, развороты с набором высоты и снижением, горка с углом 45 градусов и минимальной скоростью 210 км/час, вираж с перегрузкой 2g, проход на высоте 100 м с приветственным покачиванием крыла посетителям выставки.
Всего в программе авиасалона Василий Севастьянов и Андрей Воропаев выполнил пять полётов: 11 и 12 ноября – тренировочные, 13 ноября – генеральная репетиция открытия, 14 и 15 ноября – демонстрационные полёты. 16 ноября на авиасалоне самолёт не летал и находился на стоянке в составе статической экспозиции ОАК для знакомства с ним посетителей выставки. Все полёты в Дубае не считаются сертификационными и в зачёт лётных испытаний не идут. 17 ноября лайнер вернулся в подмосковный Жуковский.
73055 | |||
дата | взлёт | посадка | минут |
11 ноября | 12:02 | 12:09 | 7 |
12 ноября | 10:38 | 10:49 | 11 |
13 ноября | 15:13 | 15:24 | 11 |
14 ноября | 15:17 | 15:26 | 9 |
15 ноября | 15:03 | 15:12 | 9 |
Чтобы продемонстрировать посетителям самолёта одно из преимуществ МС-21 – увеличенный проход между креслами за счёт самого широкого в своём классе фюзеляжа, на лайнере была установлена часть салона бизнес- и эконом-классов. В то же время самолёт является опытным и проходит сертификационные испытания, поэтому в одной из секций кабины размещается специальное оборудование.
В Дубае «Иркут» также
* * *
17 ноября 2021 года в Москве прошел IX Форум «Композиты без границ». Первый заместитель генерального директора корпорации «Иркут», генеральный директор АО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский рассказал в ходе мероприятия, что российским композитным материалам удалось полноценно заместить импортные аналоги. Он уверен, что отечественные композиты будут востребованы и в других авиастроительных проектах, например, в развитии семейства самолётов МС-21 и в создании российско-китайского широкофюзеляжного самолёта CR929.
* * *
22 ноября в особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане состоялась торжественная церемония запуска завода по производству ПАН-прекурсора для получения углеродного волокна. На производстве используется оборудование итальянской компании МАЕ. Строительство завода заняло три года. Общий бюджет проекта составил 8,5 млрд руб. Процесс формования прекурсора для углеродного волокна в таком масштабе создан в России впервые. Мощность составляет 5 тыс. тонн полиакрилонитрильного волокна в год. ПАН-прекурсор определяет 70% качественных и 40% стоимостных характеристик углеволокна.
Анатолий Гайданский, отвечая на вопросы журналистов в Елабуге, сообщил, что первый самолёт МС-21, построенный с использованием полностью российских композиционных материалов, поднимется в воздух в декабре 2021 года. По его словам, до конца первого квартала 2022 года планируется «получить к нему главное изменение, что позволит использовать уже российские материалы». Поставка первых экземпляров МС-21 для авиакомпании «Россия» намечена на III квартал 2022 года. Самолёты будут комплектоваться двигателями Pratt&Whitney и российским композитным крылом. Первые поставки МС-21 с двигателем ПД-14 намечены на 2024 год, сертифицировать модель планируется до конца 2022 года.
* * *
На Иркутском авиазаводе завершена постройка первого самолёта МС-21, крыло которого изготовлено из полимерных композиционных материалов российского производства. 29 ноября 2021 года самолёт переведён из цеха окончательной сборки ИАЗ в лётно-испытательное подразделение.
* * *
В ноябре 2021 года опытные самолёты МС-21 выполнили в общей сложности 38 полётов. Как было сказано выше, из этого количества не пойдут в зачёт сертификационных испытаний полёты, совершённые на авиасалоне в ОАЭ.
По данным полученным с сервиса Flightradar24, всего выполнено 38 полётов общей продолжительностью 111 часов 35 минут. В воздух поднимались четыре опытных лайнера: это борты 73051, 73053, 73054 и 73055. Борт 73056 в лётных испытаниях не участвовал. Самолёт 73053 15 ноября совершил полёт продолжительностью 6 часов 19 минут.
В ноябре всего два полёта у борта 73051. Это можно объяснить тем, что, как было заявлено главой Минпромторга, первый опытный самолёт будет переоборудован под двигатели ПД-14 с тем, чтобы уложиться в сроки сертификационных испытаний версии МС-21-310. Об этом Денис Мантуров рассказал 10 января 2021 года на «
«Первый полёт МС-21-310 открыл программу заводских испытаний. После их завершения начнётся программа лётных сертификационных испытаний. Также в испытаниях с двигателем ПД-14 будет задействован первый опытный самолёт МС-21. После завершения его участия в основной сертификационной программе испытаний самолёт будет ремоторизирован. На самолёт с двигателем ПД-14 мы должны получать сертификат типа Росавиации в 2022 году. После его получения запланирована валидация по европейским нормам агентства EASA», – сказал министр.