МС-21 – дайджест за октябрь-2021

Взлёт борта 73051 с ВПП-1 а/п Шереметьево / Фото © @svo_airport

Генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь в октябре дал большое интервью газете «Ведомости», где теме МС-21 было уделено много внимания. Полный текст беседы с журналисткой Анастасией Львовой доступен только по подписке, поэтому приведём здесь тезисно, что сказал Слюсарь.

  • В следующем году авиакомпания «Россия» получит первые среднемагистральные лайнеры МС-21. Сертификация самолёта должна завершиться в декабре. Выполнено 680 испытательных полётов, их программа в завершающей стадии.
  • Каталожная цена МС-21 – порядка 97 млн. долларов. Каталожные цены сопоставимы с семействами Airbus А320 и Boeing 737. Реальная стоимость не названа, так как она зависит от многих факторов и всегда является предметом переговоров.
  • Перед ОАК стоит задача совместно с государством обеспечить привлекательные условия для покупателей авиатехники. В этом контексте средства Фонда национального благосостояния, длинные деньги под низкий процент, – важнейший фактор устойчивого развития отрасли. Инвестиции в авиастроение – это системные вложения в развитие индустриальной инфраструктуры страны в целом. Иначе этим бы не занимались правительства США, Европы, Китая. Срок эффективной жизни самолёта – 25-30 лет, лизинговые контракты заключаются на 10-15 лет. По иностранным самолётам конкурентов такая финансовая модель существует с опорой на иностранные финансовые институты.
  • На экономическую окупаемость проект МС-21 планируется вывести к 2027 году. Для этого надо производить 72 самолёта в год. В следующем году Иркутский авиазавод должен построить четыре самолёта, в 2023 г. – 12, в 2024 г. – 24 и далее по нарастающей до 72-х машин в 2027 году.

30 сентября 2021 г. утверждены поручения президента Владимира Путина, которые были даны по итогам совещания, состоявшегося на авиасалоне МАКС-2021. «Ростех должен обеспечить мощности по выпуску МС-21 в объёме не менее 26 шт. в 2025 г., не менее 50 шт. – в 2026 г., не менее 72 шт. – в 2027-м и последующие годы», – говорится в документе. Об этом также сообщили «Ведомости» (статья доступна по подписке).

Таким образом, при выполнении поручений президента и ритмичном выпуске МС-21, корпорация «Иркут» в 2027 году выполнит все обязательства по исполнению уже заключённых контрактов на 175 машин.

Президент также поручил уложиться в сроки сертификации МС-21-300 (с иностранным двигателем) – до конца 2021 г., МС-21-310 (с ПД-14) – не позднее декабря 2022 г.

При этом с учётом полученного опыта от эксплуатации самолёта SSJ100 уже сейчас разворачивается единая платформа послепродажного обслуживания для всей линейки гражданских самолётов.

* * *

Юрий Слюсарь в интервью «Ведомостям» заявил, что на создание МС-21 было потрачено 220 млрд руб. Из этих средств наибольшую долю составляет НИОКР – более 170 млрд, остальные средства – это в первую очередь техническое перевооружение и инвестиции в систему послепродажного обслуживания.

Счётная палата в 2018 году подсчитала, что совокупные вложения в проект разработки МС-21 до 2025 года составят 437,4 млрд рублей. Вице-премьер Юрий Борисов в сентябре того же года во время посещения ИАЗ заявил, что общая стоимость создания МС-21 до 2025 года составит порядка 465 млрд рублей. Около 200 млрд руб. из этой суммы пойдёт на субсидирование экспорта и лизинга, гарантию остаточной стоимости. Непосредственно на разработку лайнера вложено немногим менее 250 млрд руб.

* * *

 

В рамках договора с корпорацией «Иркут» весной текущего года «РТ-Техприёмка» для контроля за выпуском серийной продукции для самолётов МС-21 открыла на предприятии АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» Центр качества поставок (ЦКП). В октябре эксперты ЦКП совместно с представителями «Иркута» посетили производственную площадку УКБП и проверили качество комплектующих изделий и ритмичность их поставок на ИАЗ. В ходе проверки были рассмотрены вопросы, связанные с наращиванием производственных мощностей по проекту МС-21 и выполнения плана выпуска продукции.

* * *

В октябре по заявке АО «ОДК-Авиадвигатель» Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало Одобрение главного изменения типовой конструкции двигателя ПД-14 на снятие эксплуатационных ограничений по работе в условиях попадания в двигатель шквального града.

* * *


На протяжении нескольких лет Новикомбанк оказывает корпорации «Иркут» помощь в финансировании знаковых для отечественного авиастроения проекты. В октябре генеральный директор ПАО «Корпорация «Иркут» Равиль Хакимов и Председатель Правления Новикомбанка Елена Георгиева подписали соглашение об организации финансирования разработки и производства самолёта МС-21 с двигателем ПД-14 в форме выпуска облигационного займа на сумму 5 млрд руб.

* * *

Завершить сертификацию МС-21 планируется в декабре этого года. Об этом в октябре говорил и глава ОАК, и заместитель министра транспорта Игорь Чалик в ходе парламентских слушаний в СФ. Замминистра подчеркнул, что Федеральное агентство воздушного транспорта подтверждает эти сроки окончания сертификации.

По словам гендиректора ОАК Юрия Слюсаря, опытные самолёты МС-21 выполнили 680 испытательных полётов из необходимых 800 для сертификации. «Количество полётов определяется программой наземных и лётных сертификационных испытаний, согласованной с Росавиацией. По предварительной оценке, для сертификации самолёта требовалось выполнить порядка 800 полётов», – сказал руководитель ОАК. По его словам, это число может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от возможности отработать в одном полёте несколько режимов. Он добавил, что сейчас самолёты совершают порядка 40 полётов в месяц.

По данным полученным с сервиса Flightradar24, в октябре лётные испытания МС-21 были значительно интенсифицированы по сравнению с предыдущими месяцами. Всего выполнено 43 полёта общей продолжительностью 145 часов 23 минуты. В воздух поднимались четыре опытных лайнера: это борты 73051, 73053, 73054 и 73055. Борт 73056 в лётных испытаниях не участвовал.

Опытные самолёты 73051, 73055 и 73053 12-го, 20-го и 29-го октября соответственно выполнили полёты в Псковскую область в район Великих Лук для прохождения мониторинга выдерживания высоты полёта в системе RVSM – сокращённом до 300 м высотном эшелонировании. Мониторинг выполняется станцией наземной многопозиционной системы наблюдения (HMU), самолёт должен пройти над ней без изменения курса и высоты в течение 120 секунд.

Запись профиля полёта МС-21-310 б/н 73055 20 октября 2021 г. – мониторинг полёта станцией HMU в системе RVSM

В октябре опытные МС-21 выполняли полёты продолжительностью более 6 часов: 25 октября борт 73051 провёл в воздухе 6 часов 27 минут, борт 73055 19 октября летал 6 часов 19 минут. При этом МС-21-310 (73055) 8-го и 18-го октября выполнил полёты продолжительностью более пяти часов. В таблице выше самые длительные полёты выделены более тёмным цветом.

В ходе продолжительных полётов экипаж самолёта с бортовым номером 73055 отрабатывает дневную лётную программу, состоящую из двух частей. На проекциях, полученных с Flightradar24, видно, что в первой части полёт происходит на малых высотах в зоне аэродрома Раменское, во второй – экипаж выполняет полётное задание в зоне высотного маневрирования.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»



Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (10 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Загрузка...