Сегмент бизнес авиации в России за последние несколько лет претерпел значительную трансформацию. Преодолев спад, вызванный пандемией COVID-19, авиационная отрасль в целом сумела восстановить докризисные показатели. Однако безудержная санкционная политика в отношении России и уход западных игроков с российского авиарынка полностью изменили всю структуру работы отрасли в стране. В этой связи генеральный директор авиационной компании B-Jet Алексей Бутримов рассказал сайту «Авиация России» как, несмотря на двукратное сокращение российского парка бизнес-джетов, удаётся удовлетворять не снижающийся спрос на бизнес перевозки.
Традиционными заказчиками деловых чартерных рейсов выступают представители бизнес сообщества, которые особенно ценят своё время. Бизнес авиация даёт им возможность прилететь в комфортных условиях в любую точку мира без пересадок в различных авиа хабах и в то время, когда им удобно.
В нынешних условиях, когда возникла острая необходимость развивать бизнес и строить различные производства именно на территории России, спрос на внутренние и межрегиональные чартерные рейсы значительно возрос.
Сложность заключается в том, что общий парк бизнес-джетов с момента введения санкций и ухода с рынка преимущественно европейских авиакомпаний, сократился в несколько раз и сейчас насчитывает около 100 самолётов. Одновременно с этим, стоимость их эксплуатации и себестоимость владения значительно возросла, что обусловлено, в том числе, сложностями с авиационными запчастями.
В этой ситуации цены на чартерные рейсы многократно увеличилась. Если раньше час полёта стоил в среднем 8,5-10 тыс. евро, то в настоящее время – от 1,5 млн евро и выше. При этом число бизнес-джетов не может полностью удовлетворить текущий спрос.
"Данная тенденция в ближайшее время будет сохраняться: стоимость рейсов продолжит увеличиваться, а число бизнес-джетов – сокращаться. Стоимость часовой аренды самолёта может достичь 3 млн евро за час полёта.
В результате на рынке останутся лишь те владельцы, которым действительно необходим самолёт и расходы на который они будут способны покрыть. При этом авиакомпании, предоставляющие услуги бизнес авиации, продолжат укрупняться", – считает Алексей Бутримов.
Он отмечает, что для сохранения и поддержания в надлежащем состоянии российского парка воздушных судов требуется качественное техническое обслуживание и доступность запасных частей. Именно в этом сегменте сейчас возникли острые проблемы, а наиболее сложной является сейчас ситуация с электронными блоками и двигателями для самолётов.
"На данный момент в России не производится практически никаких авиационных запчастей для бизнес-джетов. В Китае возможно закупить лишь отдельные запчасти. Поэтому в наиболее выигрышном положении сейчас находятся компании, оказывающие техническое обслуживание и услуги по ремонту различных авиационных агрегатов. Многие российские компании сейчас также стремятся наладить производство ряда запчастей на территории России. Однако получение сертификата как на осуществление ремонта, так и производство деталей требует большого количества времени и является очень затратным. В среднем данный процесс занимает около года", – отмечает эксперт.
Для получения сертификата необходимо предоставить «Руководство по деятельности производителя» либо «Руководство по деятельности разработчика», где необходимо описать все процедуры и стандарты, по которым работает предприятие, а также то, как и в каком виде выполняется каждая процедура.
Вслед за получением сертификата необходимы значительные инвестиции в организацию производства, закупку необходимого оборудования и создание штата сотрудников. Это тоже, как правило, занимает время от полугода до года. Общий размер инвестиций необходимых для получения сертификата и организации производства оценивается в сумму не менее 20-30 млн рублей. При этом окупаемость таких проектов займет еще многие годы. В результате любые производственные мощности на первых порах не просто не приносят доход, а являются убыточными. Для большинства бизнесменов это не выглядит перспективным направлением работы.
«Не будет никто вкладывать деньги в то, что не будет приносить доход. Поэтому без поддержки государства это всё не работает», – говорит Алексей Бутримов. Текущие меры поддержки как, например, промышленная ипотека и льготное кредитование на развитие бизнеса на практике получить практически невозможно, добавил он.
По мнению эксперта, значительную помощь оказало бы снижение налоговой нагрузки, возможность льготного получения газа и электричества, дотаций на развитие производства. Лишь благодаря поддержке государства возможно полноценное развитие этого бизнес сегмента в России.