Опытный самолёт МС-21 б/н 73055 на аэродроме Раменское ЛИИ им. Громова в Жуковском выполнил 26 июня 2025 года первый полёт по программе дополнительных сертификационных испытаний. Задание четырёхчасового полёта включало оценку качества и определение дальности радиосвязного оборудования. Об этом сообщили в пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации.
Самолёт пилотировал экипаж в составе командира, лётчика-испытателя, Героя России Олега Кононенко и второго пилота – заслуженного лётчика-испытателя РФ Андрея Воропаева, а также ведущих инженеров по лётным испытаниям Александра Соловьёва, Григория Кудряшова и Олега Березина.
Заместитель начальника Лётно-испытательного и доводочного комплекса по гражданской авиационной технике ПАО «Яковлев» Николай Фонурин отметил, что полёт выполнялся в рамках программы дополнительных сертификационных испытаний. В полётах будут задействованы два опытных борта: 73055 (з/н МС.0012) и 73057 (МС.0013).
«В рамках двенадцатой машины будут проводиться полёты по оценке качества радиосвязного оборудования, системы пожарной защиты и частично – по пилотажно-навигационному оборудованию», – пояснил он. – Что касается тринадцатой, то на ней сосредоточатся на испытаниях топливной системы, гидро-, противообледенительной и других компонентов».
Кроме того, Николай Фонурин рассказал, что последующие этапы сертификационных испытаний пройдут на различных аэродромах России. В частности, испытания в условиях естественного обледенения планируется проводить в Архангельске, а работы по шимми — на базе аэродрома в Ульяновске.
Эффект шимми проявляется при взлёте и посадке в интенсивных боковых и продольных колебаниях колёс, что происходит из-за взаимодействия взлётно-посадочной полосы, пневматиков, колесной стойки и планера самолёта. Этот этап является одним из видов частотных испытаний, и его успешное прохождение гарантирует, что самолёт будет безопасен в эксплуатации и устойчив к явлениям флаттера и шимми. Таким образом, программа сертификационных испытаний МС-21-310 включает комплексные проверки на нескольких машинах и в разных климатических условиях, что позволит тщательно оценить все системы самолёта.
Главный конструктор МС-21 Виталий Нарышкин рассказал, что для получения сертификата типа полностью отечественного МС-21 предстоит выполнить 220-230 испытательных полётов.
Борт 73055 в начале мая совершил беспосадочный перелёт из Иркутска в Жуковский. Самолёт оснащён российским радиоэлектронным оборудованием: вычислителями, коммутаторами, навигационными системами и комплексами радиосвязи. Лайнер получил отечественную вспомогательную силовую установку, системы кондиционирования и регулирования давления. Заменены светотехника и пульты самолётных систем, система электроснабжения, гидросистемы и шасси. Из-за неготовности российских аналогов к моменту выпуска данного борта весной этого года, он имеет лишь три неосновные импортные системы: приводы, тормоза и генераторы, которые будут заменены отечественными аналогами на опытном 73057 и последующих серийных образцах.
Возобновление полётов полностью импортозамещённого борта 73057 ожидается в ближайшие месяц-два. Под ток самолёт был поставлен на Иркутском авиазаводе в феврале текущего года. ПАО «Яковлев» планирует завершить сертификацию импортозамещённой версии МС-21-310 до осени 2026 года и затем начать поставки самолётов заказчикам в коммерческую эксплуатацию.
По словам исполнительного директора ГК «Ростех» Олега Евтушенко, параллельно с сертификацией на ИАЗ готовится серийное производство. «На заводе в разной степени готовности находится уже более 20 бортов. Ожидаем, что поставки новых лайнеров заказчикам начнутся в следующем году», – сказал он.