Российскому двигателестроению – мировой уровень!

23 октября в Москве на ВДНХ открылся Международный форум двигателестроения (МФД-2024).На нем впервые за историю форума было представлено актуальное направление по цифровизации и роботизации производственных процессов с применением искусственного интеллекта и машинного зрения для авиадвигателестроительной отрасли.

Тематика выставки в этом году была обширная: авиационные двигатели; двигатели для БПЛА; электродвигатели; cудовые и транспортные двигатели; двигатели для энергетических наземных установок, газо- и нефтеперекачивающие агрегаты; агрегаты систем автоматического управления; металлургия; станкостроение; перспективные научные и инвестиционные проекты; ремонт и сервисное обслуживание; оборудование для неразрушающего контроля; разработки в области IT технологий; подготовка кадров; история авиадвигателестроения.

В рамках МФД-2024 25 октября АО «Центр аддитивных технологий» проведет первую всероссийскую конференцию, посвященную развитию и внедрению аддитивных технологий в промышленности Российской Федерации под названием «АТ: барьеры и преодоление».

Кроме того, в этот же день АССАД и НПП «МЕРА» в рамках форума организуют конференцию «Инструменты цифровизации производственных процессов. Нейросети. Роботизация.». Мероприятие призвано предоставить возможность ознакомиться с опытом компаний, интегрировавших нейронные сети и робототехнику в свои производственные процессы.

В составе МФД пройдет также Научно-технический конгресс по двигателестроению (НТКД) и будут представлены экспозиции по таким новым направлениям, как роботизация и цифровизация производственных процессов в авиации.

На открытии выставки выступил Виктор Чуйко, президент и основатель Международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД), заместитель министра авиационной промышленности СССР по двигателестроению (1984-1991гг.), который заявил о том, что в этом году форум проходит под девизом: «Российскому двигателестроению – мировой уровень!»

НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ
Фото: © пресс-служба НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ

Это прежде всего (по мнению разработчиков) способный преодолеть монополию Запада перспективный двигатель сверхбольшой тяги ПД-35, в котором заложено 20 «критических» технологий. Это и новые материалы для него, и новые покрытия, и новые конструктивные решения. В частности его планируют установить как минимум на военные транспортные самолеты Ан-124 «Руслан» и гражданские самолеты Ан-124-100.

Визуализация двигателя ПД-35 / Предоставлено ГК Ростех

Двигатель соответствует современным и перспективным экологическим требованиям ИКАО. Снижение стоимости жизненного цикла должно составить 15% по сравнению с двигателями 2010-х гг. Как сообщил в 2023 году Ростех, первые испытания газогенератора ПД-35 "превзошли ожидания".

Это ПД-14 – это одно из крупнейших достижений российского авиадвигателестроения на современном этапе его развития. Впервые с 1980-х гг. у нас появился полностью отечественный турбовентиляторный двигатель для гражданской авиации.

На базе ПД-14 может быть создано целое семейство силовых установок, в частности, для разработки и производства газотурбинных приводных двигателей для газоперекачивающих агрегатов.

Фото: © пресс-служба НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ

Двигатель ПД-14 - разработка для перспективного среднемагистрального российского самолета МС-21-310 от ОАК. Семейство турбореактивных двигателей пятого поколения для перспективной гражданской, транспортной и специальной авиации получило сертификацию Росавиации в 2018 году, позже они получили международную сертификацию. В 2023 году начался производственный выпуск двигателей.

Это ПД-8. Его создание имеет большое значение, в первую очередь, с точки зрения импортозамещения – ведь от этого проекта во многом зависит будущее и программы «Суперджет 100». В конструкции двигателя используются только отечественные материалы и комплектующие изделия.

Фото © «Авиация России»

Из-за западных санкций на поставку в Россию высокотехнологичной продукции пришлось приостановить серийное производство сертифицированных вертолетов «Ансат», Ка-226Т и Ка-62. Вертолетостроители России оказались не готовы к введению санкций. В срочном порядке пришлось заниматься импортозамещением моторов Пратт-Уитни PW-127K (Канада) и Турбомека Ардиден 3G (Франция).

Этими двигателями стали отечественные ВК-650В и ВК-1600В. Оба проекта – высоко инновационные. При этом ВК-650В является первой отечественной разработкой, призванной заменить иностранные аналоги в том числе и для легких самолетов.

ВК-650В – один из самых новых двигателей такой размерности в мире. Его разработка началась в 2018 году. В его конструкцию заложены передовые решения, позволяющие обеспечить как высокую топливную эффективность, так и весовую отдачу. То есть по своим удельным показателям он будет находиться либо на уровне лучших международных аналогов, либо даже превосходить их.

Макет турбовального двигателя ВК-650В. Фото © «ОДК-Климов»

15 октября 2024 года на площадке Национального центра вертолётостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова в подмосковном Томилино совершил первый полёт в режиме висения модернизированный вертолёт Ми-34М1. Машина оснащена турбовальным двигателем ВК-650В производства «ОДК-Климов». 

ВК-1600В – это первый в российской истории вертолетный двигатель, спроектированный только с использованием 3D-моделирования. По официальной информации, работа по сертификации ТВД ВК-1600В также будет завершена до конца 2024 г.

Вместо послесловия

Объем мирового рынка авиадвигателей оценивается в 500-600 млрд. долл. на ближайшие 20 лет. Во всем мире сегодня существует самая жесткая конкуренция в области производства авиадвигателей не только для перспективных гражданских самолетов, но и для военных истребителей истребителя пятого и даже шестого поколения. Именно здесь и развернется настоящая ожесточенная борьба мировых лидеров авиадвигателестроения. Не секрет, что в этой борьбе победит сильнейший конкурент. И хотелось, чтобы это была Россия!

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...