Мировая авиастроительная отрасль остаётся зависимой от поставок из России титана, и эта зависимость вызывает на Западе опасения по поводу безопасности для производства гражданских и военных самолётов, а также авиадвигателей. Россия может перекрыть поток этого металла и поставить критически важные для национальной обороны и гражданской авиации компании недружественных стран в затруднительное положение,
Значение титана для аэрокосмической промышленности обусловлено его прочностью и лёгкостью. Этот металл имеет характеристики прочности, как у стали, но при этом он на 45 процентов легче, более устойчив к нагреванию и коррозии и может использоваться в продукции от краски до имплантатов. Авиастроение не может обойтись без титана: сам металл и его сплавы применяются в силовых конструкциях и обшивке самолётов, в лопатках турбин авиационных двигателей, шасси. Это важнейший материал, поскольку промышленность стремится к созданию всё более лёгких самолётов.
В январе 2021 года корпорация «ВСМПО-Ависма» и Boeing подписали контракт на поставку титановой продукции до 2026 года, согласно которому российская компания должна была поставлять компании Boeing и её подрядчикам титановые поковки для производства самолётов B787 Dreamliner, B777, B767 и B737 MAX.
После начала специальной военной операции, 7 марта 2022 года, авиастроительный гигант официально заявил о приостановке закупок титана у «ВСМПО». В Boeing тогда отмечали, что имеют значительные складские запасы титана, накопленные в последние несколько лет в рамках усилий по диверсификации поставок.
При этом уже в мае того года был приостановлен выпуск модели B737 MAX, в том числе из-за трудностей с сырьём. Отказываясь от российского титана, Boeing подвергает себя серьёзному риску в силу того, что «ВСМПО» является крупнейшим мировым поставщиком титана для всех без исключения авиастроительных компаний мира, его закупали и продолжают закупать и Boeing, и Airbus, и Embraer, и другие крупные компании. Все поставщики комплектующих для самолётов Boeing в США также были вынуждены отказаться от закупок титана у «ВСМПО».
Несмотря на то, что российский производитель и поставщик титана хоть частично и принадлежит Ростеху, на который западные ограничения распространяются, он не попал под санкции Соединенных Штатов и Европейского Союза. Единственно, что было сделано – введён экспортный контроль над «ВСМПО-Ависма», что, однако, не запрещает поставки российского титана в США, а только ограничивает экспорт товаров для самой «ВСМПО» в Россию.
«Мы думаем, что введение санкций против титана из России означало бы введение санкций против самих себя», – заявил в июне 2022 года исполнительный директор Airbus Гийом Фьёри.
В декабре 2022 года в Airbus заявили, что в течение нескольких месяцев откажутся от российского титана, но согласно российской базе данных по экспорту, объём титана, предназначенного для поставок европейскому аэрокосмическому консорциуму, в 2022 году увеличился по меньшей мере до 24 миллионов долларов, что является максимальным показателем для любой европейской или американской компании и на 940 процентов превышает закупки Airbus годом ранее, пишет The Washington Post.
«Судя по имеющимся данным за прошлый год, Airbus всё ещё получал титан от российского поставщика как минимум до ноября 2023 года. В своем заявлении представитель Airbus заявил, что компания не комментирует объёмы закупок и контракты с поставщиками, но соблюдает все действующие санкции против России. В заявлении отмечается, что компания уже закупала титан у поставщиков за пределами России, в том числе в Европе, Соединенных Штатах и Азии», – говорится в стате TWP.
15 ноября 2021 года на авиасалоне в Дубае Boeing и «ВСМПО-Ависма»
В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании, подписанным руководителями компаний, Boeing и «ВСМПО-Ависма» планировали совместно работать над увеличением загрузки UBM, ростом инвестиций в исследования и разработку новых титановых сплавов и технологий, расширением роли «ВСМПО» в производстве титановых деталей и компонентов для самолётов Boeing. Но уже в 2022 году UBM было закрыто, в Boeing заявили, что «добывают титан преимущественно в США». Однако основные поставщики Boeing продолжили закупать российский титан.
В 2022 году экспортные поставки «ВСМПО» составили около 15 000 тонн титана на сумму 370 миллионов долларов, подавляющее большинство титана было отправлено в недружественные страны, причём Германия, Франция, США и Великобритания возглавили этот список. В 2023 году «ВСМПО» экспортировала титана на сумму не менее 345 миллионов долларов.
Французская аэрокосмическая компания Safran Group, которая поставляет двигатели и шасси для аэрокосмических компаний, включая Boeing, в 2022 году увеличила импорт из России более чем на 20 миллионов долларов по сравнению с 8,6 миллионами долларов годом ранее. Двигатели LEAP 1B производства Safran, устанавливаются на Boeing 737 MAX. Airbus также использует LEAP в некоторых самолётах. В Safran утверждают, что объём закупок в 2022 году вырос, но «доля российского титана в них не увеличилась».
Руководители британской компании Rolls-Royce, производящей двигатели как для Airbus, так и для Boeing, заявили весной 2022 года, что прекратят закупки российского титана. Но импорт российского титана продолжился, увеличившись с 5 миллионов долларов в 2021 году до 6,7 миллионов долларов в 2022 году. При этом поставки «ВСМПО» для Rolls-Royce также были отмечены в апреле 2023 года.
Сохраняющаяся зависимость европейских фирм от российского титана подтверждается данными о торговле Европейского союза, отмечает The Washington Post. В 2023 году Евросоюз импортировал российского титана на 244 миллиона долларов, что толбко на 20 процентов меньше, чем самый высокий объём импорта в 2019-м. Данные по торговле США за 2023 год показывают закупки российского титана на 47 миллионов долларов, что почти на 80 процентов ниже пика 2019 года.
Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат (УКТМК), расположенный в Казахстане, производит титановую губку, слитки и слябы. А «ВСМПО-Ависма» – плоский и сортовой прокат, трубы и штамповки. У японских Toho Titanium и Osaka Titanium, откуда идут поставки Boeing, номенклатура продукции шире, чем у УКТМК, но по числу позиций титановых полуфабрикатов они также проигрывают российской компании.
Покупать у китайских производителей титана в США опасаются. Учитывая сложные внешнеполитические и экономические отношения Запада с КНР, есть высокая вероятность, что появится зависимость авиастроения и оборонно-промышленного комплекса теперь уже от китайских компаний, а этого в Америке боятся больше, чем полностью отказаться от российского титана. В 2022 году обнаружение китайского сплава при сборке истребителей F-35 привело к остановке производства и расследованию. Позже Пентагон выдал разрешение на использование сплава.
Примерно 80 процентов титановой губки, используемой в Соединенных Штатах, поступает из Японии, которая с трудом справляется с уволившимся спросом. Но американским компаниям потребуется помощь правительства, чтобы возобновить производство губки в достаточном объёме в Соединенных Штатах.
Титановая промышленность США могла бы заполнить недостающие объёмы, возникшие после отказа Boeing от сотрудничества с «ВСМПО», но для этого потребуются значительные инвестиции и внедрение новых технологий. А если нет ни того, ни другого, то авиакосмической отрасли ЕС и США остаётся втихую или через третьи страны продолжать покупать титан в России.