Airbus в течение нескольких месяцев откажется от поставок титана из России, заявил 1 декабря на брифинге по устойчивому развитию компании исполнительный директор Airbus Defence&Space Майкл Шеллхорн,
«В настоящее время Airbus продолжает закупать определённый процент российского титана, но мы явно находимся на пути к тому, чтобы стать независимыми от него. Это будет вопрос месяцев, а не лет», – сказал Шеллхорн.
Он не смог назвать точную дату из-за сложности процесса с сертификацией и другими требованиями отрасли гражданского авиастроения, но заявил, что это произойдёт.
Россия является крупнейшим производителем титана – стратегического металла для авиапромышленности. Как утверждает
Зависимость Airbus от поставок титана из России подвергает его риску новых санкций со стороны Европы и США. Также это сопряжено с репутационным издержками на фоне растущего общественного давления на компанию с требованием прекратить финансовую поддержку российской экономики.
Летом 2022 года Airbus публично призывал Европейский союз воздержаться от введения санкций в отношении металла, который используется для изготовления важнейших компонентов самолётов, от шасси и крепежа до пилонов, соединяющих двигатель с крылом.
«Мы считаем, что введение санкций против титана из России означало бы введение санкций против самих себя», –
По его словам, поставки российского титана – это одна из немногих сфер бизнеса, где ни одна сторона не заинтересована в том, чтобы нарушать текущую ситуацию.
7 марта 2022 года другой авиастроительный гигант – Boeing официально заявил о приостановке закупок титана в России у своего давнего партнёра – компании «ВСМПО-Ависма». В Boeing отметили, что имеют значительные складские запасы титана, накопленные в последние несколько лет в рамках усилий по диверсификации поставок. Boeing получал из России около трети необходимого количества титана, который использовался корпорацией исключительно в гражданском авиастроении. Остальные поставки идут из США, Японии, КНР и Казахстана. В Boeing официально заявляют, что сформирован пул поставщиков по всему миру для обеспечения бесперебойного производства гражданских судов.
Если корпорация Boring зависит от титана «ВСМПО-Ависма» на 30%, то Airbus уже более чем на 60%, а бразильский Embraer – на 100%. Популярность российского титана заключается в совокупности таких составляющих, как понятный производственный цикл, качественное сырье, зарекомендовавшее себя качество продукции, а также конкурентоспособная цена. Доля титановых деталей производства «ВСМПО-Ависма» в конструкции флагманских самолётов Boeing и Airbus достигает 15%. Компания поставляла и продолжает поставлять механообработанные штамповки для шасси самолётов, кольца, диски, катушки, лопатки для двигателей.
В январе 2021 года «ВСМПО-Ависма» и Boeing подписали контракт на поставку титановой продукции до 2026 года, согласно которому корпорация должна была поставлять компании Boeing и её подрядчикам титановые поковки для производства самолётов В787 Dreamliner, В777, В767 и В737 МАХ.