7 марта авиастроительная корпорация Boeing официально
Также закрылись технические отделы Boeing в Москве и Киеве, прекращена поставка запасных частей для самолётов российским авиакомпаниям.
Корпорация «ВСМПО-Ависма» является крупнейшим поставщиком титана для Boeing Commercial Airplanes. Российские титановые компоненты используются при производстве гражданских воздушных судов Boeing 737, Boeing 767, Boeing 787, Boeing 777 и Boeing 777X. В последние два года из-за двух резонансных авиакатастроф своего ключевого лайнера Boeing 737 Max, а также влияния пандемии COVID-19 корпорация резко сократила выпуск новых ВС: в 2021 на рынок поставлено всего 280 лайнеров против 611 самолётов у европейского конкурента Airbus.
До последнего времени Boeing получал из России около трети необходимого количества титана, который использовался корпорацией исключительно в гражданском авиастроении. Остальные поставки идут из США, Японии, КНР и Казахстана. В Boeing официально заявляют, что сформирован пул поставщиков по всему миру для обеспечения бесперебойного производства гражданских судов.
Кроме того, в Свердловской области работает совместное предприятие Boeing и «ВСМПО-Ависма» – Ural Boeing Manufacturing (UBM). Его судьба в корпорации пока никак не комментируют.
15 ноября 2021 года американская и российская компании подписали меморандум о расширении стратегического партнёрства, согласно которому «ВСМПО-Ависма» останется крупнейшим поставщиком титана для существующих и перспективных гражданских самолётов Boeing. Согласно соглашению партнёры намеревались увеличить загрузку UMB, увеличить объём инвестиций в НИОКР, продолжить создание новых титановых сплавов. Также намечалось проработать возможности производства на «ВСМПО-Ависма» дополнительных титановых узлов и компонентов, помимо закупок сырья и штамповок, для существующих и перспективных моделей гражданских самолётов Boeing.
Как сообщили сайту «Авиация России» в корпорации «ВСМПО-Ависма», в январе 2022 года подписаны следующие контракты с зарубежными потребителями:
- с Plymouth Engineered Shapes (США), подразделением Plymouth Tube Company, на поставку титанового проката до 31 декабря 2024 года. Титан используется в производстве деталей для программы Airbus A350 XWB, включая A350-800, A350-900 и A350-1000;
- с компанией Aernnova Aerospace (Испания) до 2028 года – поставка титановой продукции для конструкций самолёта А350. В соответствии с договором, российская корпорация поставляет весь объём потребности Aernnova Aerospace в штамповках для данной программы;
- с компанией Barnes Aerospace (США) до конца 2026 года. Ориентировочная стоимость контракта $35 млн. Согласно условиям договора, «ВСМПО-Ависма» продолжит поставлять компании Barnes широкую номенклатуру продукции из титановых сплавов для использования в производстве деталей для коммерческих самолётов.
Если корпорация Boring зависит от титана «ВСМПО-Ависма» на 30%, то Airbus уже более чем на 60%, а бразильский Embraer – на 100%. Популярность российского титана заключается в совокупности таких составляющих, как понятный производственный цикл, качественное сырье, зарекомендовавшее себя качество продукции, а также конкурентоспособная цена. Поэтому заявления представителей американской авиастроительной корпорации о формировании пула поставщиков титана для гражданских программ выглядят, мягко говоря, не серьёзно.
При этом в Airbus сообщили, что получают титан из России напрямую. «Это осуществляется в соответствии со всеми действующими санкциями и действующими правилами экспортного контроля», – заявили 7 марта в европейской авиастроительной корпорации.
Таким образом, полноценно заменить на глобальном рынке авиастроения российский титан так же невозможно, как газ в Европе, тяжёлую нефть и дизтопливо в США или пшеницу на мировом рынке продовольствия.