В конце 2019 года дочерняя структура «ВЭБ-лизинга» компания Timaero Ireland Ltd., зарегистрированная в Дублине,
Спор между Timaero Ireland Ltd. и Boeing касается контракта на поставку 22 самолётов В737 MAX. Timaero утверждает, что самолёты, которые должны были быть получены по контракту, не отвечали требованиям безопасности, в то время как американская корпорация заверяла о надёжности, отсутствии дефектов конструкции и соответствии самолётов В737 MAX требованиям авиационных правил.
В связи с тем, что самолёты не отвечали требованиям безопасности, а ответчик поставил только два из них, Timaero затребовала кроме всего прочего возмещения аванса в размере более $189 млн и дополнительных заявленных убытков.
В рамках спора Timaero обращает внимание на две катастрофы В737 МАХ – в октябре 2018 года и в марте 2019 года, унёсшие жизни 346 человек. После них американский регулятор ввёл временный запрет на полёты этого типа ВС, а Boeing решил приостановить их производство. В ходе расследования было установлено, что система улучшения характеристик манёвренности (MCAS) на В737 MАХ обладала дефектом.
В марте текущего года суд Иллинойса в лице судьи Ребекки Паллмейер признал необоснованными утверждения о мошенничестве и нарушении принципа добросовестности без ограничения права структуры «ВЭБ-лизинга» на подачу уточнённого искового заявления, а дело для дальнейшего рассмотрения по ходатайству Boeing было передано в федеральный суд Западного округа Вашингтона – по местонахождению подразделения коммерческих самолётов корпорации и большинства её предприятий по производству лайнеров.
В пресс-службе ВЭБ.РФ заявили тогда, что по решению суда Иллинойса Timaero Ireland Ltd. имеет возможность при обращении в суд в штате Вашингтон дополнить иск новыми основаниями, в том числе в отношении заявленного мошенничества Boeing.
6 сентября Федеральный суд Западного округа штата Вашингтон
Из решения судьи Мартинеза, в свою очередь, следует, что представители Timaero намерены внести поправки в иск с тем, чтобы заявить уточнённые утверждения, снятые с рассмотрения судьёй Паллмейер, а также предоставить иные – в соответствии с законодательством штата Вашингтон.
«По существу, Timaero стремится переформулировать свои требования с помощью трёх документов, которые были обнародованы после того, как Timaero внесла последние поправки в свой иск: два правительственных отчёта о событиях, связанных с разработкой Boeing 737 МАХ и последующими авариями; и соглашение об отсрочке судебного преследования, которое заключила Boeing для разрешения уголовных обвинений, с которыми он столкнулся», – говорится в решении судьи Мартинеза, удовлетворившего ходатайство.
В соответствии с соглашением между Boeing и Министерством юстиции США об отсрочке судебного преследования, заключенным в январе 2021 года, был установлен срок исполнения корпорацией определённых условий. В противном случае в отношении неё будут выдвинуты официальные обвинения. В рамках этой договорённости компания обязалась выплатить 2,5 миллиарда долларов и признала ответственность за сговор с целью обмана американского регулятора при сертификации В737 МАХ.
Правительственные отчёты, о которых говорит судья Мартинез, в свою очередь, были выпущены Управлением Генерального инспектора Министерства транспорта США и Комитетом Палаты представителей по транспорту и инфраструктуре, уточняется в материалах дела.
На март 2019 года, когда произошла вторая авиакатастрофа В737 МАХ, было
Руководитель Росавиации Александр Нерадько 14 марта 2019 года сообщил, что ведомство запретило полёты Boeing 737 MAX-8 и -9 в воздушном пространстве РФ до особых указаний. Запрет действует бессрочно, до принятия соответствующего решения Росавиации. Решение о снятии запрета, по его словам, будет основываться на анализе директив и сообщений, которые будут поступать от Федеральной авиационной администрации США, Национального бюро по безопасности на транспорте и от Boeing.
Весной этого года, после введения антироссийских санкций и разрыва в одностороннем порядке со стороны иностранных лессоров лизинговых контрактов с российскими авиаперевозчиками, власти РФ запретили возвращать самолёты из России их владельцам, а для поддержания лётной годности обязало авиакомпании перевести свои самолёты в российский реестр воздушных судов.
В конце августа-2022 Правительство РФ выдало разрешение ООО «Глобус» (дочерняя компания S7 Airlines) вернуть лизингодателю два самолёта Boeing 737-8 МАХ VQ-BGV и VQ-BGW, которые не эксплуатируются из-за запрета Росавиации. Предполагается, что оба ВС будут переданы в Киргизию местному перевозчику AviaTraffic, который сейчас летает на 30-летних Boeing 737-300.