Боинг 737 находится в производстве более 50 лет. Первый полёт лайнер выполнил 9 апреля 1967 года, а его коммерческая эксплуатация началась в авиакомпании Lufthansa 10 февраля 1968 года. Это самый продаваемый пассажирский самолёт в мире, он прошёл большое количество модификаций, и в этой статье мы рассмотрим основные отличия поколений семейства B737 - оригинального, классического, нового поколения и MAX.
По данным корпорации Boeing, на февраль 2020 года поставлено 10 575 самолётов и 15 115 заказано, но по заказам его уже догнал Airbus A320. Конструкция B737 постоянно эволюционирует, чтобы отвечать требованиям авиакомпаний. В 1960-х годах первый В737 был разработан для вытеснения с рынка конкурентов того времени, в основном это Douglas DC-9, а также BAC One Eleven и Caravelle от Sud Aviation. В течение многих лет продолжающаяся модернизация сделали этот самолёт одним из самых распространённых узкофюзеляжных лайнеров.
B737 Original - 737-100 и -200
Одной из главных особенностей первых 737-х стало наличие двух двигателей, это было движущей силой при разработке самолёта. Силовая установка предыдущих моделей Boeing - В707 и В727 состояла из четырёх и трёх реактивных двигателей соответственно. Но рынок стремился к более экономичному варианту с двумя двигателями. Boeing опередил конкурентов, разместив два двигателя под крылом В737, что позволило увеличить фюзеляж и получить дополнительные пассажирские места за счёт установки шести кресел в ряд вместо пяти, также появилась возможность загружать стандартные грузовые контейнеры в транспортные варианты самолёта. Простой переход на грузовые перевозки был популярен у многих авиакомпаний.
Всего было продано 60 самолётов В737-100. Вскоре его модернизировали, выпустив версию В737-200. Новая машина имела удлинённый фюзеляж, который был сделан по запросу United Airlines. Он оказался очень популярным, было продано 1095 самолётов. Эта версия обладала улучшенной аэродинамикой, более мощными двигателями, большим запасом топлива и увеличенной дальностью полёта.
В соответствии с требованиями авиакомпаний, было выпущено и несколько других модификаций. В их число входила версия Combi, которая отличалась лёгкостью переоборудования для перевозки грузов, а также комплект, позволяющий приземляться на грунтовые взлётно-посадочные полосы.
B737 Classic - модели 737-300, -400 и -500
Производство «классической» серии началось с модели B737-300 в 1984 году. Целью было увеличить мощность силовой установки и повысить топливную эффективность самолёта. Эта модификация сохраняла общность как в конструкции, так и в лётной эксплуатации с более ранними моделями. Основным отличием были новые двигатели. В B737-300 используются турбовентиляторные двигатели CFM56. Их установка увеличила тягу с 2х7500 кгс до 2х10600 кгс по сравнению с двигателями Pratt & Whitney, которыми оснащались В737-200, однако это привело к ряду конструктивных проблем. Увеличенный диаметр двигателя и низкий клиренс В737 вынудили расположить их впереди крыла.
В737-300 мог перевозить до 149 пассажиров по сравнению с 136 на В737-200. Другие структурные улучшения включали:
- увеличение размаха крыла и большее удлинение за счёт законцовок крыла, что обеспечило улучшенную аэродинамику
- усовершенствование киля
- улучшение кабины экипажа на основе функций, разработанных для Boeing 757
В737-400 продолжил тенденцию изменения габаритов. Увеличенная примерно на три метра длина фюзеляжа дала возможность разместить в салоне 188 пассажиров. В737-500 был несколько меньше, эта модель сопоставима с размерами В737-200, но обладает лучшей топливной эффективностью среди лайнеров всей серии Classic.
В737 Next Generation - модели 737-600, -700, -800 и -900
Серия Next Generation (NG) была запущена в 1993 году, первый полёт выполнен в 1997 году. Данная модификация потребовалась из-за растущей конкуренции со стороны семейства Airbus A320 и высоких цен на топливо в то время. Серия предлагала несколько изменений по сравнению с классическими самолётами, включая дальнейшее улучшение топливной эффективности, увеличенная дальность полёта и варианты с большей вместимостью - до 215 пассажиров.
Изменения в самолёте:
- Модернизированные более экономичные двигатели серии CFM56-7
- Крыло измененной конструкции с увеличенным размахом и площадью (с увеличенным запасом топлива)
- Улучшенная цифровая кабина
- Улучшенный интерьер салона с несколькими обновлениями на основе проекта В777
Боинг 737-600 - наименьший по габаритам из семейства NG, вмещающий 149 пассажиров. B737-700 имеет примерно на 2,4 метра более длинный фюзеляж, также предлагается вариант с откидным вверх большим люком в передней части фюзеляжа - В737-700C.
B737-800 больше В737-700, что делает его хорошей заменой В737-400. Он вмещает до 189 пассажиров, в самой длинной модели - В737-900ER - 220 кресел. В737-900 имеет ограничение до 189 человек из-за меньшего количества дверей.
В737-800 стал самой продаваемой моделью Boeing 737. Эта версия предлагает оптимальное сочетание дальности полёта и вместимости, это наиболее универсальный вариант для многих авиакомпаний.
Основные характеристики различных моделей B737 третьего поколения:
Модель | Кресла (двухклассная компоновка) |
Дальность полёта |
B737-600 | 108 | 5991 км |
B737-700 | 126 | 5570 км |
B737-800 | 162 | 5436 км |
B737-900ER | 178 | 5460 км |
Серия B737 MAX
Четвёртое поколение семейства В737 вышло в 2011 году. Серия В737 MAX конкурирует с семейством A320neo (с 2010 года) и снова нацелена на повышение топливной эффективности. В серии MAX используются новые более экономичные двигатели CFM International LEAP, а также несколько аэродинамических модификаций, включая характерные винглеты.
Как и в серии NG, существует четыре варианта MAX разных размеров. Они предлагают увеличенную пассажировместимость и дальность полёта по сравнению с вариантами NG.
Основные характеристики различных моделей серии B737 MAX четвёртого поколения:
Модель | Кресла (двухклассная компоновка) |
Дальность полёта |
B737 MAX 7 | 138-153 | 7130 км |
B737 MAX 8 | 162-178 | 6570 км |
B737 MAX 9 | 178–193 | 6570 км |
B737 MAX 10 | 188-204 | 6110 км |
Сколько они стоят?
По данным компании Boeing, прейскурантные цены на различные модели B737 следующие:
Третье поколение:
- B737-700: $89,1 млн
- B737-800: $106,1 млн
- B737-900ER: $112,6 млн
Серия MAX:
- MAX 7: $99,7 млн
- MAX 8: $121,6 млн
- MAX 9: $128,9 млн
- MAX 10: $134,9 млн
Эти цифры показывают, что MAX 8 стоит на 20 миллионов долларов больше, чем B737-800 третьего поколения. Фактически, только меньший MAX 7 приближается к доступности более старой модели. Однако за значительные технологические инновации, вложенные в серию MAX, приходится платить.
Самолёт B737 MAX нанёс корпорации Боинг серьёзный репутационный и финансовый ущерб после двух катастроф с большим количеством жертв. Но аэрокосмический гигант уже рассматривает планы на разработку нового самолёта, который первоначально планировалось поднять в небо в 2030 году.
Предполагается, что это будет составной планер более лёгкой и экономичной конструкции. Прорабатываются модификации с эллиптическим поперечным сечением фюзеляжа, что обеспечит более широкую кабину с возможностью создания двух проходов. Благодаря расширению салона В737 Original добился успеха, и корпорация рассчитывает на повторение этого снова.
Однако проблемы с серией MAX и глобальный кризис пассажирских авиаперевозок в 2020 году вполне могут изменить эти планы.