В США опасаются последствий доступа Китая к передовым технологиям двигателестроения

Долгое время Китай полагался на российский импорт для своих боевых реактивных самолётов, но заявка на покупку украинского производителя авиадвигателей «Мотор Сич» может изменить ситуацию, причём, с ужасными последствиями для американского превосходства в воздухе. Такое мнение высказывает РУБЕН ДЖОНСОН – обозреватель специализированного издания Breaking defense в статье «Может ли украинская фирма решить проблему реактивного двигателя Китая?»

Вашингтон и Киев пытаются заблокировать поглощение Китаем малоизвестного за пределами Украины производителя реактивных двигателей «Мотор Сич». Если сделка состоится, это позволит Китаю получить ключевую оборонную технологию в одной из немногих оставшихся дисциплин, где США и их союзники сохраняют конкурентное преимущество, и которая остаётся недоступной для Пекина на протяжении длительного времени.

 

Ахиллесовой пятой китайской авиации остаётся неспособность разработать надёжные военные реактивные авиадвигатели. В течение многих лет, что идёт модернизация Народно-освободительной армия (НОАК), военные Поднебесной были вынуждены рассчитывать на авиационные технологии и готовые двигатели, импортируемые из России. Однако в последнее время НОАК пытается разорвать этот круг зависимости и взять управление украинской двигателестроительной фирмой в свои руки.

Базирующаяся в Запорожье «Мотор Сич», является одним из крупнейших авиационных предприятий, оставшихся от бывшего СССР, и сегодня предприятие ещё обладает потенциалом самостоятельно спроектировать и построить новый двигатель с самого начала и до выпуска готового изделия. Все другие крупные авиастроительные компании находятся в России. За эти годы они потеряли так много персонала, что каждая новая российская двигателестроительная программа становится результатом совместных усилий трёх или более конструкторских бюро.

Стремление Китая завладеть «Мотор Сич» были заблокированы как американским, так и украинским правительствами. США – в попытке удержать Пекин от решения проблемы дефицита авиационных технологий, а Украина действовала, чтобы не потерять стратегически важное предприятие. В Вашингтоне говорят, что Beijing Skyrizon, пытающаяся захватить украинскую фирму, является не частной компанией, а продолжением военно-промышленной империи НОАК. Американские и украинские официальные лица утверждают, поскольку традиционные российские поставщики не имеют коммерческого или национального интереса в предоставлении КНР технических ноу-хау, в НОАК с помощью украинской компании хотят получить самостоятельность в передовом двигателестроении.

По утверждению представителей западных спецслужб, за этим вопросом очень внимательно следят все крупнейшие союзные страны. «Мы не заинтересованы в том, чтобы НОАК восполнила этот довольно значительный пробел в своем оборонно-промышленном секторе», – приводит их слова Рубен Джонсон.

По меньшей мере, уже десять лет болезненной для Пекина остаётся проблема получения передовых реактивных двигателей. В январе 2011 года, после длительных спекуляций и десятков просочившихся в интернет фотографий, ВВС НОАК впервые подняли в небо свой истребитель пятого поколения Chengdu J-20. Первый полёт совпал с официальным визитом в Пекин тогдашнего министра обороны США Роберта Гейтса. Это было истолковано, как громкая попытка поставить в неловкое положение главу Пентагона, а также объявить о вступлении КНР в «клуб» стран, создающих самые современные истребители. Но именно тот факт, что самолет J-20, а также J-10 летают с реактивными двигателями российского производства АЛ-31Ф, которые применяются на Су-27, ставят Пекин в очень неловкое положение. Другими словами, авиадвигатели третьего поколения из 80-х годов прошлого века используются в составе самолёта пятого поколения в XXI веке.

Китай ведёт разработку двигателя WS-15, который первоначально предназначался для установки на J-20. Двигатель был заявлен для демонстрации на авиасалоне 2018 года в Чжухае, но был исключён из экспозиции по ряду возникших проблем с надёжностью, в том числе, как сообщалось в СМИ, из-за взрыва на испытательном стенде одного из прототипов.


В НОАК, у которой в настоящее время нет вариантов использования отечественной силовой установки, изучают возможности закупки в России нескольких двигателей «изделие-30». Сейчас идут его лётные испытания на летающей лаборатории – одном из истребителей Су-57 5-го поколения. Китайской команде, как пишет Рубен Джонсон, «обещана демонстрация этой новой российской разработки».

Печатается с сокращениями.
Источник: © Рубен Джонсон, Breaking defense
Перевод: "Авиация России"
Фото: © Джек Ли / https://www.planespotters.net/photos/gallery/JackLi



Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (5 оценок, среднее: 4,60 из 5)
Загрузка...