Стремительное развитие беспилотных авиационных систем привело к тому, что на сегодняшний день ведение успешных боевых действий невозможно без использования разведывательных и ударных БПЛА, а также небольших ударных и FPV-дронов. Развитые средства РЭБ и противовоздушной обороны, в том числе – переносной и мобильной ограничивают ударные возможности фронтовой авиации. На первый план на линии боевого соприкосновения выходят тактические приёмы с применением «аэрокомбатанта-беспилотника» для сопровождения своих вертолётов. Об этом пишет военный обозреватель Лоран Ланьё на сайте журнала Zone Militaire (Франция).
Анализ боевых действий в зоне специальной военной операции привёл некоторых экспертов стран НАТО к мнению, что эра разведывательно-ударных вертолётов идёт к своему закату. Следствием этих настроений послужило решение вооруженных сил США об отмене программы FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft). Мотивацией такого решения стало широкое распространение беспилотных летательных аппаратов и других видов дистанционно управляемых боеприпасов в боевых действиях на Украине.
Вместе с тем, ряд военных специалистов, включая начальника штаба сухопутных войск Франции генерала Пьера Шилла, не разделяют подобную точку зрения в оценке возможностей пилотируемых вертолётов, поскольку имеются данные, указывающие на их эффективность. Шилл выразил мнение, что пилотируемая авиация по-прежнему способна выполнять задачи в условиях противодействия средств РЭБ и отсутствия связи, учитывая наличие подготовленных и высококвалифицированных экипажей в передовых в военном отношении армиях.
Для фронтовой авиации вертолёт и беспилотник представляются взаимодополняющими средствами ведения боевых действий, что стало основой для разработки концепции «кооперативного БПЛА». В рамках этой концепции были проведены эксперименты, в ходе которых исследовались возможности применения FPV-дронов с целью оптимизации взаимодействия беспилотников и авиационных средств для повышения разведывательных возможностей вертолётов и, как следствие, получения тактического преимущества при высокой интенсивности боя.
Одним из практических примеров такого взаимодействия стала интеграция беспилотника FPV в состав экипажа ударного вертолёта Gazelle посредством удалённого управления. Оператор дрона, находящийся на борту вертолёта, осуществлял управление беспилотником, расширяя возможности экипажа для ведения воздушной разведки. По мнению командующего лёгкой авиацией сухопутных войск Франции генерала Дэвида Крузиля, принцип кооперации пилотируемых и беспилотных систем был заложен в доктринальных документах командования ВВС США ещё 15 лет назад. Современный технологический скачок позволил реализовать данную концепцию на практике.
В настоящее время армейская лёгкая авиация нацелена на использование уже имеющихся на рынке беспилотных летательных аппаратов, а также активно работает над концепцией «летательных аппаратов кинетического действия». Данная концепция предусматривает разработку устройств, способных оказывать кинетическое или некинетическое воздействие на малых и средних дистанциях. Специализированные СМИ Франции отмечают стремление военных иметь возможность интегрировать данные аппараты в тактические миссии на поле боя.
Подобные военные технологии позволяют повысить общую боевую эффективность армейской авиации за счёт синергетического эффекта от одновременного применения пилотируемых вертолётов и беспилотных летательных аппаратов, учитывая при этом ограничения и преимущества каждого типа техники. Внедрение новых технологических решений является необходимым условием сохранения высокой боеспособности армии как в обороне, так и в наступлении.
Председатель Консультативного совета АО «Эколибри», руководитель АНО «ЦРТТ» Алексей Рогозин считает, что интеграция ударно-разведывательных вертолётов и тактических дронов является насущной необходимостью для российской армии.
«В теории дроны-«ведомые» способны существенно повысить живучесть пилотируемой авиации. Хотя у нас уже есть успешные разработки в сфере FPV-дронов и тяжёлых ударных платформ, системная интеграция с пилотируемой авиацией практически не ведётся. И особенно важно, чтобы объявленное в России создание войск беспилотных систем не привело к чрезмерной концентрации подобных инноваций в одном месте», – отмечает Алексей Рогозин в своём ТГ-канале.
По его мнению, подобная интеграция наоборот должна способствовать распространению высокотехнологичных подходов не только во фронтовой авиации, но и в других родах и видах Вооружённых Сил РФ.
Доктрина применения беспилотных аэрокомбатантов должна предусматривать их запуск с вертолёта-носителя для уничтожения целей на расстоянии до 20 км или выполнения воздушной разведки на дистанции 50 км перед своим вертолётом. Кроме того, чтобы защитить БПЛА от электронных помех и не нагружать дополнительно экипаж, дроны необходимо будет оснастить алгоритмами искусственного интеллекта. Следующим этапом развития беспилотного аэрокомбатанта должна стать оптимизированная версия, которая сможет действовать как ведомый пилотируемого вертолёта.
В ближайшие годы концепция использования ударно-разведывательных вертолётов в сопровождении беспилотного аэрокомбатанта будет применяться во всех типах операций и на любой местности.