Центр комплексной интеграции технологий (ЦКИТ) Центрального аэрогидродинамического института в рамках научно-исследовательской работы «MANGo», направленной на создание научно-технического задела, проводит исследования по проектам летательных аппаратов для местных авиалиний. Винты для таких воздушных судов разрабатывают специалисты отделения аэродинамики силовых установок института.
Ранее была создана аэродинамическая компоновка шестилопастного воздушного винта на основе аэродинамических профилей для маршевых силовых установок перспективных турбовинтовых самолётов вместимостью 9–19 пассажиров, сообщили в пресс-службе ЦАГИ.
Особенностью разработанного проекта является его изначальная увязка с характеристиками перспективного двигателя и параметрами одно- и двухдвигательных самолётов местных авиалиний, разрабатываемых под требования обеспечения скорости полёта 400–450 км/ч, дальности с максимальным числом пассажиров 1400–1500 км и длины взлётно-посадочной полосы (ВПП) 650 м.
В ЦАГИ отмечают, что такой инновационный подход уже на ранних стадиях проектирования параметров системы «самолёт – двигатель – воздушный винт» может обеспечить высокую топливную эффективность летательного аппарата при удовлетворении противоречивых требований по скорости, дальности и длине ВПП.
«Кроме того, удастся унифицировать силовые установки для 9- и 19-местного самолёта. Это увеличит их серийность, снизит себестоимость производства и эксплуатации», – считает заместитель начальника ЦКИТ ФАУ «ЦАГИ» – руководитель программ реализации научных проектов авиации общего назначения и воздухоплавательной техники Андрей Дунаевский.
Для этапа натурных исследований была спроектирована и изготовлена модель воздушного винта, в ходе экспериментальных продувок которой в одной из аэродинамических труб института, специалисты определили коэффициенты тяги и мощности, а также коэффициент полезного действия (КПД) на крейсерских режимах полёта при числах Маха 0.36–0.4. «Полученные результаты будут использованы для уточнения лётно-технических характеристик самолётов», – пояснили в ЦАГИ.
По итогам эксперимента было подтверждено, что спроектированный винт обладает высоким КПД – около 90%, что гарантирует эффективность использования энергии двигателя и экономичность воздушного судна в целом.
Следующим этапом исследований станут испытания в большой аэродинамической трубе малых скоростей для определения аэродинамических характеристик на взлётно-посадочных режимах.