Международная организация гражданской авиации (ИКАО) на двенадцатом заседании 179-й сессии выразила опасения в области безопасности гражданской авиации России и выпустила 15 июня соответствующее «закрытое» уведомление членам организации. «Закрытое», потому что на сайте ИКАО этот документ найти нельзя, но он, всё же, стал достоянием общественности.
Речь идёт о 18-й статье Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, в которой говорится, что не может считаться действительной регистрация воздушного судна более чем в одном государстве. После введения в марте-2022 Европой и США санкций против России, более 700 бортов российских авиакомпаний были переведены в российскую юрисдикцию, оставаясь при этом в реестрах иностранных регуляторов.
Выступая марте в Совете Федерации, глава Минтранса Виталий Савельев рассказал о попытках договориться с лизинговыми компаниями, но те «не хотят вступать в переговоры». «Тем не менее мы надежды не теряем, но [самолёты] не отдаём. Потому что отдать – это значит оставить себя без авиации», – отмечал он. «Они не будут обслужены на Западе, их даже не выпустят [из России] в силу того, что мы забрали чужую собственность», – заявил министр, отвечая на вопрос одного из сенаторов.
Уведомление ИКАО указывает, что двойная регистрация ВС относится к международному признанию лицензии на радиооборудование и к сертификатам лётной годности на самолёты.
В соответствии с механизмом, утверждённым Советом ИКАО, российским авиавластям даётся 90 дней (до 14 сентября), чтобы решить вопросы с «налицо существенной и до сих пор не решённой проблемой в области обеспечения безопасности полётов». В противном случае на сайте ICAO, где публикуются