МС-21: дайджест за декабрь-2021

Декабрь 2021 года, пожалуй, был самым насыщенным месяцем на события по программе разработки средне-ближнемагистрального лайнера МС-21 за всё время существования программы. Это легко объясняется: были выполнены полёты в рамках сертификационных контрольных испытаний, в том числе, с пассажирами на борту, завершилась основная часть сертификационных испытаний самолёта, и Росавиация выдала корпорации «Иркут» сертификат типа, в небо поднялся первый серийный МС-21, в силовых элементах конструкции которого используются полимерно-композиционные материалы российского производства.

Но обо всём по-порядку.

9 декабря в Перми на совещании по реализации проектов в области авиационного двигателестроения Председатель Правительства Михаил Мишустин поручил главе Минпромторга Денису Мантурову подготовить «дорожную карту» поставок на ближайшие десятилетия самолётов МС-21-310 с двигателями ПД-14, а также разработать программу послепродажного гарантийного обслуживания этих силовых установок. Генеральный директор Объединённой двигателестроительной корпорации Александр Артюхов, выступая по теме ПД-14, рассказал, что в рамках этапа ОКР в Перми было создано малосерийное производство, способное обеспечить выпуск до 10 двигателей в год. Сейчас необходимо принимать решения по определению источника финансирования для выхода производства на мощность 50 двигателей в год и организации стартовой системы послепродажного обслуживания.

«Эта серийность позволит обеспечить объёмы поставок, обусловленные текущими предварительными договоренностями с компанией "Иркут" и авиакомпаниями "Аэрофлот" и Red Wings. Отмечу, что данный сценарий в моменте выхода на целевую серийность обеспечивает отечественными силовыми установками только 30% планируемого выпуска МС-21», – пояснил гендиректор ОДК.

* * *

В первой половине декабря опытные самолёты 73053 и 73054 выполняли продолжительные полёты по программе сертификационных контрольных испытаний между Жуковским и областными и республиканскими центрами, но без посадки в аэропортах. Заключительным этапом таких полётов стал рейс 15 декабря по маршруту Жуковский – Иркутск – Жуковский. Перелёт выполнялся с пассажирами на борту, в роли которых выступили руководители и специалисты ОКБ им. Яковлева и корпорации «Иркут». Главный конструктор МС-21, директор Инженерного центра корпорации «Иркут» Константин Попович во время этого полёта в блиц-интервью на борту лайнера рассказал, что финальная часть сертификационных полётов традиционно осуществляется в гражданские аэропорты различных регионов, чтобы подтвердить готовность самолёта к эксплуатации в гражданской авиации.

«Для этого необходимо выполнить определённое количество полётов и практически показать нашим квалификационным органам, что обслуживание на борту самолёта и в аэропорту соответствует тем требованиям, которые предъявляются к самолётам такого класса», – сказал Константин Попович.

В международном аэропорту Иркутск самолёт прошёл процедуры буксировки на стоянку, послеполётное обслуживание, заправку топливом, предполётные процедуры и был выпущен в обратный рейс в Жуковский.

* * *

22 декабря первый опытный самолёт МС-21-300 б/н 73051 выполнил перелёт в Иркутск, где пройдёт модификация лайнера в версию «-310». На Иркутском авиазаводе на самолёте будет проведена ремоторизация: двигатели PW1400G заменят на ПД-14.

О том, что первый опытный самолёт будет переоборудован на ПД-14 министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил ещё в мае 2020 года и затем подтвердил эти планы в январе 2021 г.

22 мая 2020 года во время посещения испытательной станции «ОДК-Пермские моторы» в п. Новые Ляды министр рассказал, что два двигателя ПД-14 для второго лётного МС-21-310 в конце 2020-г. по завершении сборки и наземной отработки отправят в Иркутск. Здесь на ИАЗ их установят на первый опытный МС-21-300, бортовой номер 73051.

«Второй самолёт [с ПД-14] появится в следующем году – мы ремоторизируем под ПД-14 первый опытный самолёт МС-21, который в следующем году завершает все свои задачи в части испытательных полётов, для того, чтобы завершить все сертификационные процедуры. Таким образом, мы оптимизируем испытательную программу», – пояснил Денис Мантуров.

* * *

24 декабря в интервью на телеканале «Россия 24» он заявил, что программа лётных сертификационных испытаний самолёта МС-21 завершена. В ближайшее время Росавиация должна выдать сертификат типа, а на днях состоится первый полёт первого серийного самолёта МС-21-300, крыло которого выполнено с использованием материалов отечественного производства.

На следующий день утром МС-21 с бортовым номером 73361 взлетел с ВПП аэродрома Иркутского авиазавода. Самолёт пилотировал экипаж в составе лётчика-испытателя, Героя России Романа Таскаева и лётчика-испытателя, Героя России Олега Кононенко. Полёт продолжался около 30 минут, самолёт выполнил два круга над аэродромом с проходом над взлётно-посадочной полосой.

28 декабря Росавиация выдала корпорации «Иркут» сертификат типа на самолёт МС-21-300 с крылом, изготовленным из импортных ПКМ и с двигателями PW1400G. В 2022 году ожидается получение одобрения главного изменения типовой конструкции в части силовых элементов самолёта, изготовленных из отечественных композиционных материалов, а также одобрение главного изменения типовой конструкции в части двигателя ПД-14.

* * *

К настоящему моменту изготовлено композитное крыло для двух самолётов, идёт изготовление третьего комплекта. Получение главного изменения в части композитного крыла из российских материалов запланировано на вторую половину 2022 года, об этом 25 декабря заявил Мантуров. Ранее замгендиректора корпорации «Иркут» Анатолий Гайданский говорил о планах получения главного изменения на крыло из российских ПКМ до конца I квартала 2022 года.

Представитель стартового заказчика, авиакомпании «Россия», сообщил, что согласно новому графику в 2022 году планируется получить четыре самолёта MC-21-300: первый — в октябре, ещё два — в ноябре и ещё один — в декабре. Это на два самолёта меньше и на шесть месяцев позже, чем планировалось ещё в июле 2021 года, пишет «Авиатранспортное обозрение».

Изначально рамочное соглашение по операционному лизингу 50 МС-21 было заключено между авиакомпанией «Аэрофлот» и госкорпорацией Ростех на МАКС-2011. Тогда поставки ВС намечались в период с 2017 по 2022 год. Твёрдый контракт флагманского перевозчика с Ростехом был подписан в феврале 2018 года. По нему предполагалось, что передача самолётов МС-21 начнётся в I квартале 2020 года и завершится в 2026 году. Осуществлять поставку самолётов в операционный лизинг будет дочерняя компания Ростеха — «Авиакапитал-Сервис».

* * *

В декабре 2021 года в небо поднимались четыре самолёта МС-21. Из них борты 73051, 73053, 73054 - экспериментальные и 73361 – серийный. Всего выполнено 18 полётов общей продолжительностью 77 ч 55 мин. Борт 73361 не является опытным (экспериментальным) самолётом, это серийная машина, которая осенью поступит в парк авиакомпании «Россия». По этой причине её полёт, выполненный 25 декабря, в таблицу не включён.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (9 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...