В правительство России подан депутатский законопроект, предполагающий реализацию «полного и исключительного суверенитета в отношении воздушного пространства РФ» и обеспечения безопасности полётов, не подверженной негативным последствиям потенциальных недружественных действий любого иностранного государства. Фактически инициатива депутата Госдумы, председателя комитета по промышленности и торговле Владимира Гутенёва, предполагает введение запрета на регистрацию самолётов российских авиакомпаний за рубежом. Об этом пишут «Известия».
После введения санкций против российской гражданской авиации в марте 2022 года в ответ на начало СВО на Украине авиакомпании было дано указание для поддержания лётной годности ВС перерегистрировать свой парк в российском реестре. Согласно сентябрьским данным Минтранса, в Росреестре оформлено уже 1218 из 1288 летающих воздушных судов. Но поскольку не все перевозчики делали это с согласия и одобрения своих лизингодателей, самолёты получили двойную регистрацию, параллельно они остались зарегистрированы и в инореестрах.
По данным на 31 октября, в реестре Бермудских островов остается ещё 497 самолётов российских эксплуатантов, среди которых пассажирских – 468 ВС. Это большая часть всего авиапарка России, который насчитывает 738 самолётов иностранного производства. На основе актуального реестра Бермуд, «дебермудизировать» пока удалось лишь 148 самолётов.
Перевозчики в лице Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) высказались против инициативы Владимира Гутенёва. По их мнению, она ограничивает права авиакомпаний и ставит под угрозу возможность эксплуатации большей части флота из-за двойной регистрации, которую перевозчики самостоятельно снять не могут.
АЭВТ, куда входят все крупнейшие российские авиакомпании, считает, что предлагаемые изменения необоснованно ограничивают права российских авиакомпаний по эксплуатации судов, а сам законопроект подготовлен с юридическими нарушениями: предлагаемое законопроектом изменение касается ст. 101 главы XV «Воздушные перевозки» ВК РФ, тогда как эта глава регламентирует отношения между авиакомпанией и пассажиром. Требования же к самим самолётам изложены в ст. 8 и главе V «Воздушные суда» Воздушного кодекса.
Возможности по новой регистрации самолётов российских авиакомпаний в основных иностранных реестрах сейчас представляются ограниченными, поэтому российский реестр и так становится приоритетным для отечественных компаний в среднесрочной перспективе, считают в авиаотрасли.