ЦАГИ в истории русской авиации — самолёт Ил-18

4 июля 1957 года четырёххмоторный турбовинтовой пассажирский самолёт Ил-18 совершил первый полёт — из Москвы на авиационную базу в Жуковском. Авиалайнер, сконструированный и испытанный в рекордные сроки — эскизный проект был утверждён всего годом ранее, — со временем вошёл в число самых надёжных и долговечных самолётов.

Летательный аппарат предназначался для авиалиний средней протяжённости. В 1950-е годы, на фоне растущего спроса на пассажирские авиаперевозки, Ил-18 сумел зарекомендовать себя как комфортный и экономичный лайнер и в результате стал самой массовой моделью в своем классе.

Первый вариант Ил-18 с поршневыми двигателями в ОКБ Ильюшина разработали ещё в 1946 году, но быстро развивавшаяся пассажирская авиация требовала большие и быстрые машины, и в 1954 году перед конструкторами была поставлена задача создать массовый лайнер с турбовинтовыми двигателями, цена билета на который обойдётся пассажиру не дороже, чем железнодорожный билет в купе. Эскизный проект Ил-18 получил одобрение в августе 1956 года, а спустя месяц стартовала постройка первого опытного экземпляра. Воздушное судно обладало высокими для того времени лётно-техническими характеристиками и могло перевозить 75 человек.

Серийной моделью стал Ил-18Б, уже в 1959 году совершивший два первых пассажирских рейса по маршрутам Москва—Адлер и Москва—Алма-Ата.

Значимый вклад в разработку летательного аппарата внесли специалисты Центрального аэрогидродинамического института. Здесь Ил-18 прошёл исследования на прочность, а ещё специально для его испытаний на повторные нагрузки в институте соорудили гидробассейн. Кроме того, инженеры ЦАГИ провели комплексные исследования по аэродинамике на всех режимах полёта, выдали рекомендации по профилям и механизации, исследовали характеристики горизонтального оперения, гондол в хвостовой части фюзеляжа и изучили характеристики авиалайнера в вертикальной штопорной аэродинамической трубе.

Аэродинамическая компоновка крыла Ил-18, составленного из профилей, разработанных в ЦАГИ, обеспечивала плавное развитие срывных явлений при выходе самолёта на критические углы атаки. При этом практически исключались такие опасные явления, как сваливание на крыло и самопроизвольный переход в штопор. Помимо этого, при приближении к критическим углам атаки оперение самолёта начинало вибрировать, как бы предупреждая лётчика о выходе на недопустимый режим полёта.

Ещё одним важным этапом стало исследование Ил-18 специалистами ЦАГИ с помощью нового комплекса расчётных и экспериментальных методов определения динамических нагрузок на самолёт при взлёте и посадке. Полученные результаты были переданы в ОКБ Ильюшина для дальнейшего использования.

С момента создания самолёт совершил множество внутренних и международных рейсов и получил ряд модификаций, отличавшихся более совершенным пилотажно-навигационным оборудованием, повышенным уровнем комфорта и даже предназначением. Среди них патрульные, грузовые, военные машины. Один из аппаратов Ил-18В даже приспособили для полётов в Антарктиду.

Авиалайнер находился в серийном производстве с 1959 до 1978 год. Всего было построено более 700 экземпляров. На Ил-18 установлено 20 мировых рекордов дальности и высоты полёта.

По материалам пресс-службы ЦАГИ.

Ил-18 — турбовинтовой пассажирский самолёт

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...