А. Нерадько: «фантики» от МАК в сфере сертификации нелегитимны

Пятого ноября 2015 года Межгосударственный авиационный комитет (МАК) отозвал сертификат на использование одного из самых массовых пассажирских самолётов в России - Боинг-737. В уведомлении МАК, которое получили российские авиакомпании, говорилось, что действие сертификата приостанавливается «до получения совместного уведомления Росавиации и FAA США о том, что находящиеся в эксплуатации самолёты типа Boeing 737 находятся в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию».

Предпосылкой к такому решению могло стать прекращение деятельности авиакомпании "Трансаэро", которая принадлежит Александру Плешакову - сыну руководителя МАК Татьяны Анодиной. В октябре 2015 года из-за многомиллиардных долгов Минтранс анулировал сертификат эксплуатанта "Трансаэро". Семейный совет, видимо, решил ответить самым кардинальным образом.

Этот демарш организации, уполномоченной проводить сертификацию авиационной техники в России, вызвал заметное раздражение федеральных властей, т.к. мог привести к параличу пассажирских авиаперевозок в стране. Ответ Правительства РФ последовал 29 ноября 2015 года, когда вышло постановление №1283 о передаче полномочий по сертификации от МАК к Росавиации, положившего начало созданию Авиарегистра РФ. Однако и сейчас, по прошествии четырёх лет, в СМИ появляются утверждения, что система работает плохо, критикуют саму идею смены органа сертификации и предлагают хотя бы частично вернуть эти функции МАК. 26 ноября "Ведомости" рассказали о письме гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова президенту России Владимиру Путину с просьбой согласовать сертификацию российской авиатехники с использованием международных договоров, имеющихся у МАК. Это необходимо для выполнения одной из приоритетных задач «Ростеха» – роста поставок российских воздушных судов на международные рынки, считает Чемезов. Ему, в интервью "Коммерсанту", возражает руководитель Росавиации Александр Нерадько.

— В трудный период после распада СССР полномочия по сертификации были временно, обращаю внимание, временно делегированы МАК. Фактически отданы на аутсорсинг. Теперь, когда Россия повсеместно укрепляет позиции, наступило то время, когда необходимо вернуть этот очень важный функционал в национальную юрисдикцию. Отстаивание российских интересов не может быть предметом деятельности международной или межгосударственной организации. Потому что она всегда будет искать компромисс между интересами всех участников, - считает Нерадько.

По его словам, мировое авиационное сообщество, ICAO и другие организации были уведомлены о смене уполномоченного органа и восприняли это решение с одобрением, начав с этого момента работать с Росавиацией, представляющей государство разработчика и изготовителя авиационной техники. "Недопустим конфликт интересов, который существовал, когда МАК одновременно отвечал и за сертификацию авиатехники, и за расследование авиапроисшествий. Авиарегистр — федеральное автономное учреждение. Оно находится в ведении Росавиации, но не является ее подразделением. Это отдельное юридическое лицо, образованное в марте 2016 года путем реорганизации работавшего с начала 1990-х годов госцентра по безопасности полетов", - объяснил руководитель Росавиации.


Он уверен, что МАК очень непросто было выпустить из рук сертификационные полномочия и смириться с утратой роли площадки для межгосударственного сотрудничества. "И до сих пор находились и находятся сочувствующие в лице отдельных должностных лиц организаций и даже отдельных федеральных органов исполнительной власти, которым было «вольготнее» работать с межгосударственной организацией, которая не подвержена в силу статуса никаким проверкам", - сказал Александр Нерадько, добавив, что МАК находится под защитой, фактически под дипломатическим иммунитетом, и эту организацию никто никогда не проверял.

Глава Росавиации пояснил, что связан законом о государственной службе и не может публично критиковать конкретных лиц. "Но они хорошо известны. Они не стеснялись оставлять подписи на официальных обращениях в федеральные органы исполнительной власти, даже в международные инстанции, фактически саботируя решение правительства РФ", - сказал он.

"Как руководитель Росавиации, я нетерпимо отношусь к неисполнению правительственных решений и растрате средств федерального бюджета и налогоплательщиков на получение нелегитимных уже давно «фантиков» от МАК в сфере сертификации", - пояснил Нерадько.

Он уверен, отката, возврата назад не будет. "Сейчас, полагаю, это наконец доходит до самых сомневающихся".

Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (6 оценок, среднее: 1,83 из 5)
Загрузка...