В СибНИА двигатель ВК-800СМ установили на летающую лабораторию Як-40ЛЛ

Летающая лаборатория Як-40ЛЛ б/н 87251 / Фото: © пресс-служба СибНИА

В Новосибирске на испытательной площадке Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина аэродрома Ельцовка завершены установка и пуско-наладка турбовинтового двигателя ВК-800СМ, сообщили в пресс-службе АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА).

Подготовку к началу лётных испытаний на летающей лаборатории Як-40ЛЛ проводят совместно УЗГА, являющимся разработчиком силовой установки, и специалисты СибНИА. В предстоящих лётных испытаниях будут проверены устойчивая работа двигателя, его управляемость и возможность запуска в воздухе во всём диапазоне высот и скоростей.

Силовая установка с четырёхлопастным винтом установлена в носовой части самолёта на месте штатной РЛС. Работы производятся в соответствии с Государственной программой «Развитие авиационной промышленности» в целях доработки и оснащения лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал» двигателем ВК-800СМ и воздушным винтом АВ-901. Госконтракт предусматривает проведение пятого этапа ОКР «ЛМС-5» с датой завершения и получения сертификата типа до 17 декабря 2027 года. Цена контракта составляет более 10 млрд рублей.

«В рамках работ по сертификационным испытаниям в составе летающей лаборатории Як-40 завершены установка и пуско-наладочные работы двигателя ВК-800. Работы завершены успешно, следующий этап, который предстоит, – это испытательный полёт», – рассказали в центре испытаний СибНИА.

Двигатель ВК-800СМ создаётся для оснащения четырёх типов воздушных судов. Помимо ЛМС-901, силовая установка предназначена для учебно-тренировочного самолёта УТС-800 и российско-белорусского регионального самолёта ЛМС-192 «Освей». Также ВК-800СМ планируется использовать для ремоторизации локализованных самолётов L-410.

Максимальная мощность двигателя на валу составляет от 807 до 877 л.с. в зависимости от применения. Разработка ведётся по контракту с Министерством промышленности и торговли России с учётом требований по обслуживанию и применению не ниже современных иностранных аналогов.

Проектирование двигателя началось в 2019 году. В 2022-м собрали газогенератор, в 2023-м приступили к заводским доводочным испытаниям. В 2024 году конструкторской документации в присвоена литера «О», что означает завершение разработки и переход к испытательной программе.

Генеральный конструктор дивизиона «Двигатели» УЗГА Сергей Вакушин сообщал весной 2023 года о планах начать лётные испытания ВК-800СМ на летающей лаборатории в первом квартале 2024 года. Тогда планировалось, что в Новосибирске будет выполнено около 20 полётов. В III квартале 2024 года предполагалось начать сертификационные лётные испытания в составе самолёта «Байкал». Весь цикл испытаний планировали завершить к концу 2025 года.

О летающей лаборатории Як-40ЛЛ б/н 87251

Пассажирский самолёт Як-40 с бортовым номером СССР-87251 был изготовлен в 1973 году на Саратовском авиазаводе. После 20 лет эксплуатации на регулярных рейсах в Литовском управлении гражданской авиации СССР, в 1993 году самолёт сменил регистрацию на RA-87251 и был передан в СибНИА. Здесь он использовался для лётных испытаний, а также служил самолётом-калибровщиком радиотехнических средств посадки. В 2018 году было принято решение задействовать его для испытаний электрического авиационного двигателя на базе высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП) мощностью 500 кВт.

Для подготовки к испытаниям ГСУ штатные боковые двигатели АИ-25 были заменены на турбовентиляторные агрегаты Garrett TFE731, а вместо третьего центрального – на специальной раме установили турбовальный двигатель ТВ2-117. На валу турбины ТВ2-117 был смонтирован электрогенератор с постоянными магнитами, который вырабатывал электроэнергию для электродвигателя. В хвостовой части фюзеляжа был размещён блок аккумуляторных батарей. Сам сверхпроводящий электродвигатель мощностью 500 кВт, приводящий в движение воздушный винт, установили в носовой части Як-40ЛЛ, где также была смонтирована система криогенного охлаждения на жидком азоте.

21 июля 2021 года, во второй день работы авиасалона МАКС, состоялся первый полёт экспериментального самолёта Як-40ЛЛ б/н 87251 с работающим демонстратором гибридной силовой установки. До этого для участия в авиасалоне самолёт выполнил перелёт из Новосибирска в Жуковский, используя только два штатных турбореактивных двигателя, без включения гибридной силовой установки.

Теперь этому самолёту предстоит выполнить серию полётов в рамках доводочных испытаний турбовинтового ВК-800СМ и воздушного винта АВ-901.

PS. 27 июня начались пробежки по взлётно-посадочной полосе с отрывом и последующим приземлением. «Испытатели зафлюгировали винт, выполнили подлёт с 25% мощности. Согласно докладу, всё в норме. Далее предстоит полноценный полёт», – сообщили в УЗГА.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (9 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...