23 декабря в России отмечается День Дальней авиации. Именно на ракетоносцах Ту-95МС, Ту-160М, а также дальних бомбардировщиках Ту-22М/М3 держится воздушный компонент ядерной триады страны.
Заслуженный лётчик-испытатель России, шеф-пилот ПАО «Туполев» Виктор Минашкин рассказал в
Виктор Минашкин больше 30 лет испытывает туполевские самолёты. Общий налёт шеф-пилота составляет свыше 7 тыс. часов. За плечами лётчика – испытательные полёты высшей категории сложности, в том числе испытания самолётов Ту-22М3, цикл испытаний Ту-334 на сваливание, а также в условиях возможных отказов. Участвовал в испытаниях Ту-160 и ряда других машин.
В ОКБ А.Н. Туполева Виктор Минашкин работает с 1989 года после окончания школы лётчиков-испытателей в Жуковском. В то время была принята практика, при которой во время обучения к слушателям присматривались представители конструкторских бюро. Они оценивали как профессиональные, так и личные качества будущих лётчиков-испытателей. Кроме того, для оценки уровня лётной подготовки с выбранными кандидатами лётчики-испытатели фирмы выполняли контрольные полёты.
«Собственно, так меня и выбрали. Профессионально в полёте меня оценивал лётчик-испытатель Валерий Павлов. Думаю, о личных качествах информация была получена от Александра Муравьёва – моего инструктора в школе лётчиков-испытателей и моего старшего товарища, с которым я служил в частях ВВС, Сергея Абрамова, он в это время уже работал на фирме Туполева», – отмечает Виктор Минашкин.
Он признаётся, что на него всегда производил огромное впечатление масштаб личности Андрея Николаевича Туполева. Кроме того, ещё в процессе обучения Минашкин выделял для себя туполевские самолёты. «В школе лётчиков-испытателей мы проходили обучение на 15 типах самолётов. Не на земле, а в небе получали знания о самолётах всех фирм, за исключением мясищевской. От КБ Туполева в школе были представлены самолёты Ту-134 и Ту-154. Так что то, какие самолёты Туполев строил, мне удалось прочувствовать в полёте. Когда поступило предложение работать на фирме Туполева, сомнений в выборе не было», – признается специалист.
В число основных профессиональных задач лётчика-испытателя входит определение недочётов воздушного судна, прежде чем оно будет запущено в серийное производство. Также в ходе испытаний лётчик должен отработать в небе систему управления машиной и все возможные чрезвычайные ситуации. На сегодняшний день основное направление развития ПАО «Туполев» связано с укреплением обороноспособности России. Предприятие производит и модернизирует самолёты дальней авиации Ту-160М/М2, Ту-95МС, Ту-22М3, а кроме того, занимается разработкой новых авиационных комплексов.
Как отмечает Виктор Минашкин, определённая разница в испытаниях гражданской и военной техники существует и обусловлена различиями в руководящих документах по проведению испытаний в этих видах авиации.
«При этом профессии гражданского и военного лётчика-испытателя во многом схожи. Основное различие между ними, на мой взгляд, проявляется не в воздухе, а на земле. Военный лётчик-испытатель нацелен на объективную оценку авиационной техники и систем вооружения, а лётчик-испытатель конструкторского бюро непосредственно участвует в создании этой техники и доведении до состояния, когда её можно передать на испытания военным лётчикам-испытателям, заказчику», – рассказывает Виктор Минашкин.
За время работы в ОКБ Туполева Минашкин участвовал в испытаниях десяти типов воздушных судов. «Если учитывать модификации, их количество — 29. Общий налёт составляет более 7 тыс. часов. Больше всего запомнились те, на которых проводились сложные виды испытаний, такие как поведение самолёта на больших углах атаки и сваливании, например Ту-334, а также впервые поднятый в воздух Ту-204СМ», – поясняет испытатель.
По словам лётчика, максимальная высота, на которой он побывал за годы практики, составляет порядка 25 км на самолёте МиГ-25. «На туполевских машинах я поднимался на высоту около 15 км на самолёте Ту-22М3. Машины вели себя как им и положено. На МиГ-25 это был динамический потолок, а на Ту-22М3 – уход со сверхзвукового полёта с разворотом на базовый аэродром», – вспоминает пилот.
Широко известна крылатая фраза А.Н. Туполева: «Хорошо летают только красивые самолёты». Лётчик-испытатель утверждает, что профессионалы понимают её буквально. «Летящий самолёт – это всегда красиво. Когда самолёт спроектирован с учётом аэродинамики, прочности и практичности, это неизменно приводит к эстетичному внешнему виду летательного аппарата. Так что эта фраза актуальна сегодня, как и вчера, и будет актуальна в будущем», – говорит Виктор Минашкин.
По словам испытателя, сам он считает самым красивым самолётом «Ту» советский, а затем российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160. «А почему? Красота – она же не требует обоснования», – замечает Виктор Минашкин.
Легендарный стратегический ракетоносец Ту-95 является самым быстрым на планете винтовым самолётом и единственным в мире турбовинтовым бомбардировщиком, ставшим одним из символов холодной войны. А кроме того, одним из старейших: машина впервые поднялась в воздух в 1952 году.
«Испытывать мне его довелось. Это очень интересная машина, которая, несмотря на почтенный возраст, остаётся в строю. Уникальность этой машины в том, что заложенный в неё запас прочности позволяет ей после модернизации быть носителем современных средств поражения и выполнять сложнейшие задачи в реалиях современной обстановки на различных театрах военных действий», – рассказывает Виктор Минашкин.
У представителей каждой профессии есть свои приметы и ритуалы. Профессия лётчика опасная и рискованная, поэтому пилоты ОКБ Туполева не исключение. «У каждого приметы и ритуалы свои. У меня они тоже есть, но кто ж о них расскажет», – говорит Виктор Минашкин.
Есть у туполевских лётчиков и нерушимая традиция. «28 января мы отдаём дань уважения погибшему экипажу самолёта Ту-95. Это стало традицией. Собираются не только те, кто продолжает трудиться на Жуковской лётно-испытательной и доводочной базе, но и ушедшие на пенсию или перешедшие на другую работу», – рассказывает лётчик-испытатель.
Ту-95 потерпел катастрофу 28 января 1982 года, взлетая с аэродрома ЛИИ в очередной испытательный полёт. Погиб экипаж в составе десяти человек, включая командира корабля лётчика-испытателя Николая Кульчицкого.
Лётчик-испытатель признается, что в его огромной практике происходило множество необычных или же внештатных ситуаций. По воспоминаниям лётчика, самым необычным был случай, когда на одном из первых опытных самолётов Ту-204СМ отказали все указатели скорости и высоты полёта. «В результате пилотировать при возврате на аэродром приходилось по ощущениям. И если на заре авиации скорость можно было оценивать по свисту ветра в расчалках, то в кабине современного лайнера это сделать было невозможно. Скорость на наших приборах была, мягко говоря, недостоверной. На ближнем приводе скорость по приборам была ноль», – отмечает пилот.
Впоследствии выяснилось, что причиной отказа техники оказалось закупоривание пухом приёмников воздушного давления из-за недостаточного нагрева конструкции приёмника. «Все закончилось благополучно», – резюмирует Виктор Минашкин.
Лётчику доводилось также испытывать магистральные узкофюзеляжные самолёты Ту-214. «Это хорошая машина. Кстати, самолет Ту-204СМ с двухчленной кабиной и целым рядом улучшений, направленных на уменьшение эксплуатационных расходов, уже был сертифицирован», – отмечает Виктор Минашкин.
Судно задумывалось как один из самолётов целой линейки: ближнемагистрального Ту-334, среднемагистрального Ту-204/214, дальнемагистрального Ту-204-300 и грузового Ту-330. Испытатель подчеркивает, что главное в этой концепции – уменьшение эксплуатационных расходов авиакомпаний, которое достигалось бы унификацией конструкции и оборудования этих самолётов. «Также обучение экипажей должно было обеспечить возможность выполнения полётов на разных типах самолётов лётчиками с минимальной дополнительной подготовкой», – добавляет Минашкин.
В качестве примера лётчик приводит дальневосточную авиакомпанию «Владивосток Авиа», ранее входившую в десятку крупнейших в стране. «Практика "Владивосток Авиа" показала, что, несмотря на трёхчленный экипаж и сравнительно большой вес самолёта, грамотная эксплуатация авиационной техники позволяет выходить на экономические показатели не хуже, чем эксплуатация иностранных одноклассников», – отмечает лётчик.
Сегодня принято решение о масштабировании производства пассажирских Ту-214 в интересах российских авиакомпаний.