«Туполев» запатентовал воздухозаборник для ПАК ДА

Иллюстрация: © ПАО «Туполев»

В августе 2021 года ПАО «Туполев» подало в Федеральную службу интеллектуальной собственности заявку на патент «полезной модели воздухозаборника двигателя самолёта». 16 марта 2022 года ведомство зарегистрировало патент RU 209424U1. По приведённым в документе чертежам можно предположить, что речь идёт о перспективном авиационном комплексе дальней авиации (ПАК ДА), который разрабатывается по схеме «летающее крыло».

Конструктивно самолёт выполнен по технологии снижения радиолокационной заметности, будет иметь дозвуковую скорость, значительную продолжительность полёта и внутрифюзеляжное размещение вооружения, включая перспективные гиперзвуковые крылатые ракеты большой дальности.

В реферате к патенту говорится, что прототипом полезной модели является устройство монтажа воздухозаборника реактивного газотурбинного двигателя установленного в самолёте, выполненном по схеме «летающее крыло».

При создании полезной модели была поставлена задача разработки конструкции воздухозаборника двигателя в самолёте, при котором подвод воздуха к двигателю производится по профилированному воздуховоду, расположенному внутри планера самолёта, обеспечивающему жёсткость и прочность воздуховода при всех режимах полёта и возможных изменениях углов атаки, а также для снижения нагрузки на планер.

В ОКБ им. Туполева была разработана конструкция воздухозаборника, содержащего входное устройство, расположенное возле передней кромки крыла, соединённое с воздуховодом. Воздухозаборник оборудован жёсткой оболочкой воздуховода, которая крепится к силовым элементам каркаса планера, а сам воздуховод расположен и закреплён внутри этой оболочки.

Крепление 7 оболочки 6 к силовым элементам 8 каркаса планера, например, к лонжеронам или нервюрам крыла, может быть выполнено с использованием шарнирных узлов. В полёте воздух проходит через входное устройство 2 и затем направляется в воздуховод 4, внутри которого происходит уплотнение потока воздуха.

При уплотнении потока возникают локальные нагрузки, действующие на стенки воздушного канала, которые, за счёт жёсткого закрепления, передаются на оболочку через элементы стопорения и не вызывают деформацию профиля воздушного канала, обеспечивая его жёсткость и прочность на всех режимах полёта.

В декабре 2021 года первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Андрей Ельчанинов в интервью «Интерфаксу» рассказал о реализации проекта ПАК ДА.

«Работы по ПАК ДА идут по графику и обеспечены необходимым финансированием в полном объёме на весь срок выполнения госконтракта. Поставки этого самолёта будут предусмотрены новой программой вооружения. Изготовлены два опытных образца двигателя ПАК ДА, начаты их стендовые испытания. В ходе них подтверждены характеристики технического задания», – рассказал Ельчанинов.

ПАК ДА планируется принять на вооружение до 2027 года. В конце августа 2021 года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил о начале сборки опытных перспективных самолётов.


Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...