В августе 2021 года ПАО «Туполев» подало в Федеральную службу интеллектуальной собственности заявку на патент «полезной модели воздухозаборника двигателя самолёта». 16 марта 2022 года ведомство зарегистрировало патент
Конструктивно самолёт выполнен по технологии снижения радиолокационной заметности, будет иметь дозвуковую скорость, значительную продолжительность полёта и внутрифюзеляжное размещение вооружения, включая перспективные гиперзвуковые крылатые ракеты большой дальности.
В реферате к патенту говорится, что прототипом полезной модели является устройство монтажа воздухозаборника реактивного газотурбинного двигателя установленного в самолёте, выполненном по схеме «летающее крыло».
При создании полезной модели была поставлена задача разработки конструкции воздухозаборника двигателя в самолёте, при котором подвод воздуха к двигателю производится по профилированному воздуховоду, расположенному внутри планера самолёта, обеспечивающему жёсткость и прочность воздуховода при всех режимах полёта и возможных изменениях углов атаки, а также для снижения нагрузки на планер.
В ОКБ им. Туполева была разработана конструкция воздухозаборника, содержащего входное устройство, расположенное возле передней кромки крыла, соединённое с воздуховодом. Воздухозаборник оборудован жёсткой оболочкой воздуховода, которая крепится к силовым элементам каркаса планера, а сам воздуховод расположен и закреплён внутри этой оболочки.
Крепление 7 оболочки 6 к силовым элементам 8 каркаса планера, например, к лонжеронам или нервюрам крыла, может быть выполнено с использованием шарнирных узлов. В полёте воздух проходит через входное устройство 2 и затем направляется в воздуховод 4, внутри которого происходит уплотнение потока воздуха.
При уплотнении потока возникают локальные нагрузки, действующие на стенки воздушного канала, которые, за счёт жёсткого закрепления, передаются на оболочку через элементы стопорения и не вызывают деформацию профиля воздушного канала, обеспечивая его жёсткость и прочность на всех режимах полёта.
В декабре 2021 года первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Андрей Ельчанинов в интервью «Интерфаксу» рассказал о реализации проекта ПАК ДА.
«Работы по ПАК ДА идут по графику и обеспечены необходимым финансированием в полном объёме на весь срок выполнения госконтракта. Поставки этого самолёта будут предусмотрены новой программой вооружения. Изготовлены два опытных образца двигателя ПАК ДА, начаты их стендовые испытания. В ходе них подтверждены характеристики технического задания», – рассказал Ельчанинов.
ПАК ДА планируется принять на вооружение до 2027 года. В конце августа 2021 года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил о начале сборки опытных перспективных самолётов.