Первый зампред коллегии ВПК: гиперзвуковая ракета для Су-57 уже готова

Фото © «Авиация России»

Российская армия в ближайшие годы получит линейку перспективных беспилотных летательных аппаратов, а гиперзвуковая ракета для Су-57 уже готова, сообщил первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Андрей Ельчанинов. В интервью специальному корреспонденту «Интерфакса» Александру Белову он рассказал о новом двигателе для Су-57, реализации проектов ПАК ДА и А-100, а также о судьбе Ил-112В.

Публикуется с сокращениями. Полный текст интервью доступен на сайте «Интерфакса»

 

- Андрей Федорович, в ноябре президент провел традиционные военные совещания в Сочи. Какие вопросы обсуждали, какие задачи поставили перед отраслью?

- Помимо общей оценки состояния дел в вооруженных силах и оборонно-промышленном комплексе страны обсудили перспективы развития беспилотной авиации различного типа. Докладывал главнокомандующий Воздушно-космическими силами генерал армии Сергей Суровикин. По сути, военные ознакомили Верховного Главнокомандующего со своим видением развития этой сферы, представили ему потенциальную номенклатуру беспилотных комплексов, которые планируется принять на вооружение как в ближайшей перспективе, так и в рамках новой Государственной программы вооружения на 2024-2033 годы. Их подход был поддержан.

К совещанию привлекались генеральный директор концерна ВКО «Алмаз-Антей» Ян Новиков, глава КТРВ Борис Обносов, которые рассказали о перспективах развития систем ПВО-ПРО, новых образцах гиперзвукового оружия, в том числе технологических особенностях их создания, о необходимости развития стендовой, полигонной базы.

Кроме того, обсудили проблемные проекты. Таковы основные итоги, которые могут быть раскрыты публично.


- И какие же беспилотники можно будет увидеть в войсках в ближайшее время?

- Запланированы поставки ударных беспилотников, специализированных беспилотников, которые будут решать задачи радиолокационного дозора и наведения. Также придут беспилотные летательные аппараты, которые будут помогать решать задачи преодоления ПВО противника. В общем, различная номенклатура, не менее шести типов. Акцент сделан на развитии тяжелых беспилотников, для применения которых будут задействоваться взлетно-посадочные полосы ВКС.

На следующей такой встрече, которая запланирована на май 2022 года, Минобороны доложит свои подходы к изменению структуры ПВО-ПРО в нашей стране, соответственно будут уточнены задачи и для беспилотников. Объемы поставок появятся в 2022-2023 году, когда Минобороны будет готовить параметры новой ГПВ.

Кроме того, обсудили вопросы создания образцов вооружения для беспилотников. Это будет и высокоточное оружие, и неуправляемое оружие, и бомбы, и ракеты.

- РФ готова выводить на внешний рынок новые беспилотники и конкурировать с турецкими Bayraktar?

- Мы уже активно конкурируем. Говорить, что их образцы превосходят наши – некорректно. На совещании у президента был одобрен подход представителей промышленности о необходимости активно выходить на этот рынок. Сразу после совещания в Сочи отдельные образцы комплексов с БПЛа («Орионы») были продемонстрированы в Дубае на воздушно-космическом салоне. Есть у нас и другие типы, которые завершают испытания, мы не уступаем турецкой технике. Не исключаю, что маркетинговая политика в этой сфере может быть более агрессивной. Но нельзя забывать о режиме санкционного воздействия. Будем бороться за каждую нишу, за каждое предложение.

- Как идет реализация программы «Охотник»? Беспилотник получит двигатель с плоским соплом?

- Облик беспилотника типа «Охотник» определен, идут соответствующие этапы испытаний. Если по результатам будет необходимость внести изменения, беспилотник доработают. Одно из технических решений, которое сейчас рассматривается, – так называемое, плоское сопло. Но пока это лишь конструкторское предложение, которое нужно отработать. Сроки поставок беспилотников в войска сохраняются – с 2024 года.

[...]

- Есть ли у вас информация о судьбе проекта Ил-112В? Как Минобороны РФ будет замещать нехватку легких военно-транспортных самолетов?

- Ожидаем, что Минпромторг предпримет максимум усилий для завершения работы комиссии по расследованию причин катастрофы.

После этого будут приняты необходимые решения о доработке Ил-112В – его силовой установки или, возможно, внесении изменений в конструкцию самолета. Два образца уже изготавливаются в рамках контракта, на них внедрят максимум возможных доработок. Первый полет доработанного образца мы ожидаем в 2022 году, далее всё будет зависеть от испытаний. Для меня все же очевидно, что по этому самолету предстоит огромный объем работ, в том числе, возможно, перепроектирование узлов и агрегатов планера, его двигателя.

Минобороны приняло решение, что ряд задач, который потенциально должен выполнять легкий военно-транспортный самолет Ил-112В, пока возьмет на себя вертолет Ми-26. Возможно, будут закупать дополнительно, или активнее использовать имеющийся парк.

- Как оцениваете перспективы самолета-амфибии Бе-200 на фоне необходимости создания отечественного двигателя для него?

- Сейчас реализуется поручение президента о создании «евроэксадрильи», в том числе 10 самолетов, которые предположительно будут задействованы в тушении пожаров за рубежом. Есть заявки на Бе-200 и от других государств, в том числе от Алжира. Первый самолет заказчик может получить в следующем году.

Вопрос обеспечения Бе-200 отечественным двигателем актуален. Ростех уже принял решение о финансировании создания двигателя ПД-8, далее запланирована доработка этой силовой установки под самолет Бе-200. Прорабатываются и другие варианты.

- В США возможны поставки Бе-200?

- К сожалению, вопрос сертификации двигателя самолета Бе-200 на территории США не решен, что препятствует каким-либо поставкам.

- Как идут работы по новому «летающему радару» А-100?

- В 2021 году начались предварительные испытания самолета, основные характеристики будут проверены в ходе первого этапа государственных испытаний в 2023 году. Невыполнение предприятиями-соисполнителями взятых обязательств по разработке бортовой энергетической установки (разработчик - ПАО НПП «Аэросила», г. Ступино) и бортового комплекса обороны (разработчик АО «ЦНИРТИ им. академика А.И.Берга»), привело к затягиванию сроков исполнения государственного контракта в целом.

В связи со сложностью и высокой технологичностью разрабатываемого изделия А-100 и в целях оптимизации сроков проведения испытаний и подготовки серийного производства принято решение о проведении предварительных испытаний и государственных испытаний в несколько подэтапов. Под это доработана штатная система энергоснабжения изделия А-100 для обеспечения потребности аппаратуры специального комплекса.

- Перспективный комплекс дальней авиации будет в новой ГПВ?

- Работы по ПАК ДА идут по графику и обеспечены необходимым финансированием в полном объеме на весь срок выполнения госконтракта. Поставки этого самолета будут предусмотрены новой программой вооружения. Изготовлены два опытных образца двигателя ПАК ДА, начаты их стендовые испытания. В ходе них подтверждены характеристики технического задания.

Сейчас все усилия ПАО «Туполев» сконцентрированы на запуске производства Ту-160М, первый полет которого возможен уже в этом году. Кроме того, продолжается модернизация самолетов Ту-95МС и Ту-22М3.

В новой Государственной программе вооружения перед ПАО «Туполев» будут поставлены задачи по сопряжению их техники с беспилотниками и оснащению летательных аппаратов новыми типами вооружения.

- Когда ожидаются поставки Су-57 с новым двигателем в войска?

- Испытания самолета с новым двигателем должны быть завершены к 2024 году. В целом, испытания с доведением двигателя второго этапа продлятся до 2026 года, поставка самолетов в новом облике запланирована в рамках новой ГПВ с 2027 года. Это будет порядка 25 машин из числа 76 в рамках уже заключенного долгосрочного контракта.

Фиксируем серьезный рост потребностей Минобороны РФ в этом авиационном комплексе. В ближайшей перспективе Су-57 сможет применять гиперзвуковое оружие, ракета уже готова.

- Как идет работа по созданию унифицированного двигателя для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35?

- Этот подход отрабатывается на самолетах Су-30СМ. Ожидаемый результат модернизации силовой установки данного летательного аппарата – увеличение максимальной тяги до 14500 кгс, увеличение срока службы двигателя до 15 лет, меньший расход топлива. Работа идет, переход на единую линейку двигателей Ал-41Ф-1С активно прорабатывается. Минобороны РФ уже планирует закупку Су-30СМ с новым двигателем, в рамках новой ГПВ это будет реализовано. Следующий шаг – это ремоторизация Су-34 на этот же двигатель.

[...]



Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (4 оценок, среднее: 3,75 из 5)
Загрузка...