Су-57: дайджест по итогам авиасалона МАКС-2021

Систему контроля технического состояния в режиме реального времени на основе оптоволоконных датчиков деформации и акустической эмиссии планируется начать устанавливать на истребители Су-57 с 2024 года.

В 2022 году ОКБ Сухого планирует провести лётные испытания на опытном изделии Су-57, а в 2024 году - установить систему уже на серийный самолёт. По словам представителя ОКБ, в компании прорабатывали её установку не только на Су-57, но и на любой другой самолёт.

 

Система встроенного контроля состоит из оптоволоконных датчиков двух типов - датчиков деформации и датчиков акустической эмиссии. Она позволяет собирать данные в течение всего жизненного цикла эксплуатации самолёта. На основании полученной информации рассчитывается остаточный ресурс машины и определяется, сколько она ещё может отлетать.

Датчики будут устанавливаться в критических зонах истребителя. Для полимерных композитов будут применяться датчики акустической эмиссии, которые позволяют определять разрушение материала по звуковым импульсам - щелчкам. При разрушении композитов звуковых импульсов становится больше, что позволяет локализовать зону, где произошло разрушение. Также на Су-57 будут применяться датчики деформации. Они будут установлены на высоконагруженных элементах самолёта, и по ним можно будет судить о нагрузках на данный элемент конструкции.

В настоящее время подобная система проходит испытания и не применяется в ходе эксплуатации авиатехники. Поэтому в эксплуатации нельзя понять, какие нагрузки воздействовали на элементы самолёта и насколько велики они были в полётах. Сейчас специалисты занимаются оптимизацией системы и разрабатывают блок-регистратор, который будет установлен на Су-57. Система позволит определять состояние отдельных зон истребителя и учитывать нагрузки на них, что даст возможность экономить на его обслуживании.

* * *

Специалисты Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина прорабатывают проект сборки и покраски самолётов и проведения технического контроля с использованием технологий дополненной реальности (AR-технологии). В настоящее время ведётся отработка разработанных AR-решений на пилотных объёмах.

Технология предполагает использование специальных AR-устройств, которые будут отображать технологическую документацию и подсказки при сборке элементов воздушного судна и его контроле. На заводе проходит отработка и другого технического решения - использования проекторов для более точной покраски самолётов.


На Су-57 применяется пиксельная покраска, важно, чтобы окрашенные пиксели не заходили за свои границы. AR-технология позволит установить несколько проекторов в удобное для маляров положение. Через них на самолёт спроецируются контуры покраски, а сами проекторы можно свободно перемещать под самолётом. Это дает возможность обклеивать самолет по разметке и наносить лакокрасочное покрытие, рассказали на КнААЗ.

Решение с проекторами позволяет бригаде маляров работать совместно и осуществлять контроль границ окрашенных областей. «В июле 2020 года мы проводили контроль с видеоочками и планшетом и выявили несоответствие покраски киля. Сделали снимки, где видно, как контуры 3D-модели пикселей проходят по неправильно окрашенному килю и показали это нашим малярам. Теперь мы с ними работаем над применением проекторов», - отметили на предприятии.

* * *

Компания "Сухой" ведёт разработку двухместного командного истребителя пятого поколения Су-57 для управления перспективными ударными беспилотными летательными аппаратами С-70 "Охотник". Предполагается, что истребитель будет вести с собой порядка четырёх БПЛА. Официального подтверждения этой информации пока нет.

Беспилотник "Охотник" будет поражать воздушные и наземные цели в рамках сетецентрического взаимодействия с истребителем Су-57. При совместном применении С-70 будут решать полный спектр задач, работая по воздушным и наземным целям под командой ведущего пилотируемого аппарата.

Разработанный в ОКБ "Сухого" беспилотник С-70 выполнен по схеме "летающее крыло" с применением технологии "стелс", что снижает его радиолокационную заметность. По данным открытых источников, взлётная масса аппарата составляет до 20 тонн, максимальная скорость полёта - около 1 000 км/ч. Серийные поставки планируется начать с 2024 года.

* * *

Су-57 в перспективе получит оборудование, с помощью которого лётчик сможет управлять самолётом движениями глаз, сообщил журналу "Арсенал Отечества" начальник отдела кабин ОКБ "Сухой" Никита Дорофеев.

"Это сложная вещь. Зрачок у человека постоянно движется, сканирует пространство. Это делается несознательно, мы этого сами даже не замечаем", — добавил эксперт. Тем не менее уже существуют прототипы, где после небольшой тренировки можно взглядом нажимать кнопки, выбирать индикационные кадры, отображаемые на многофункциональных экранах в кабине истребителя. В то же время специалист отметил, что пока система хорошо работает на стенде на земле, а "в полёте всё значительно сложнее".

Еще один вариант развития интерфейса Су-57 — речевое управление. Сейчас, как объяснил Дорофеев, решается задача, как научить систему понимать не заученные фразы, а контекст, чтобы лётчик в экстремальных условиях не вспоминал, какие именно слова он должен сказать.

Никита Дорофеев также рассказал о сенсорных экранах, которые позволят создавать многослойную индикацию, делать её интерактивной и более информативной, а также о дополненной реальности. "Например, когда в условиях плохой видимости на тех же индикаторах в кабине истребителя или на нашлемной системе целеуказания и индикации дорисовывается рельеф местности, полоса, другие наземные объекты. На гражданских самолётах уже есть подобные системы", — объяснил эксперт.

Это, по его словам, может понадобиться для представления целевой обстановки или в условиях плохой видимости. Система дополненной реальности будет совмещаться с системой технического зрения — оптических камер, в том числе в инфракрасном диапазоне, расположенных в различных частях самолёта. Например, в условиях дымки над местностью они обеспечат лётчику лучшую видимость.

Подготовлено по материалам ТАСС, РИА Новости, Aviasalon.com



Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...