Опытный образец самолёта SJ-100 б/н 97021, изготовленный в Производственном центре ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре, начал пробежки по полосе и завершил испытания по программе шимми.
Шимми – это интенсивные колебания, которые могут наблюдаться на колёсах носовой стойки шасси при движении самолёта по земле с высокой скоростью. Данное явление возникает под действием поперечных сил со стороны земли на шину катящегося колёса. Нарастание амплитуды таких колебаний может привести к потере управления из-за усиливающегося рыскания или даже к разрушению стойки.
«Сегодня для борьбы с этим опасным явлением шасси самолёта оснащаются специальными демпферами, а чтобы убедиться, что стойка справляется с возникающим эффектом шимми, проводятся натурные испытания», – пояснили в пресс-службе ОАК.
Для испытаний на шимми, специальную металлическую плиту размещают на ВПП под углом 45 градусов к её оси. Чтобы зафиксировать наезд на доску, её покрывают краской или мелом. При наезде на плиту на шасси самолёта начинают действовать те самые поперечные силы, которые могут вызвать шимми. Силы и возникающие колебания измеряются датчиками, установленными в стойке и по всему самолёту.
Проведённые испытания показали, что самолёт SJ-100 защищён от эффекта шимми.
Ранее глава ОАК Юрий Слюсарь в интервью телеканалу «Россия 24» сообщил, что первый полёт SJ-100 совершит в сентябре 2023 года.