В ЦАГИ рассказали о научно-технологических проектах и планах на 2023 год

Макет СГС «Стриж», МАКС_2021. Фото © Андрей Антонюк / Mashnews.ru

В условиях беспрецедентного политического и экономического давления и целенаправленной санкционной войны против российского авиастроения и гражданской авиации встаёт важный вопрос обеспечения технологического суверенитета России в авиационной отрасли. За короткий срок необходимо вывести на новый уровень собственные критически важные технологии, работая на опережение и добиваясь полной независимости от западных «партнёров». Деятельность в этом направлении обсудили в ЦАГИ в рамках традиционного итогового учёного совета, который состоялся в начале марта.

Генеральный директор НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», доктор технических наук Андрей Дутов отметил, выступая на учёном совете, что с 2022 года под руководством Центра реализуется ряд комплексных научно-технологических проектов в области гражданского авиастроения. Они направлены на создание комплекса авиационных технологий нового технологического уклада, отвечающих национальным интересам нашей страны.

«ЦАГИ активно участвует в этих комплексных проектах в соответствии со своими ключевыми компетенциями в области сверхзвуковой аэродинамики, а также – винтокрылых летательных аппаратов, региональных и магистральных самолётов, прочности летательных аппаратов, аэроакустики, динамики полёта и систем управления движением», – сказал Андрей Дутов.

Он подчеркнул, что ЦАГИ также играет ключевую роль в развитии методов и средств исследований и испытаний, инструментария многодисциплинарного концептуального проектирования.

Генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало рассказал о планируемых мероприятиях института в рамках стратегически значимых комплексных научно-технологических проектов (КНТП). Так, в ходе КНТП «Интеграл» будет изучена эффективность нетрадиционных аэродинамических компоновок магистрального самолёта интегральной схемы и сформирован облик перспективного регионального авиалайнера с гибридной силовой установкой (СУ).

«Работы ведутся в тесном сотрудничестве с ЦИАМ им. Баранова, отвечающим за создание перспективных СУ, в том числе распределённой СУ на базе электроприводных импеллерных двигателей, и с CибНИА им. Чаплыгина, где планируется провести испытания новых технических решений на летающей лаборатории», – проинформировал гендиректор ЦАГИ.

Масштабные исследования пройдут в ходе реализации КНТП «Сверхзвуковой гражданский самолёт», который должен стартовать в этом году. Основные усилия будут направлены на разработку демонстратора комплекса технологий СГС «Стриж», техническое предложение на который разработано ЦАГИ в предыдущих государственных контрактах.

«Одной из исследуемых задач является снижение уровня звукового удара, поэтому выбрана компоновка с удлинённой носовой частью фюзеляжа, крылом особой геометрии и надкрыльевым расположением воздухозаборников. В ходе работ учёные ЦАГИ также проведут детальную проработку конструкции и силового агрегата летного демонстратора. Планируется, что самолёт-демонстратор будет построен к 2028 году с использованием серийно производимых двигателей и элементов самолётного оборудования и систем», – рассказал Кирилл Сыпало.

Еще один демонстратор – винтокрылого летательного аппарата (ВКЛА) с электрической или гибридной СУ – разрабатывается по КНТП «Вертикаль». В рамках НИР «Аэрогород» будут разработаны и интегрированы критические технологии беспилотного демонстратора транспортного ВКЛА с улучшенными лётно-техническими характеристиками для городских агломераций путём создания и испытаний комплексных демонстраторов технологий по трём направлениям: технологии планера, силовой установки, комплекса бортового оборудования и систем. Это позволит обеспечить создание перспективных ВКЛА для решения широкого круга задач.

Продолжаются в институте и научно-исследовательские работы по заказам промышленности. В этом году усилия специалистов ЦАГИ будут направлены на повышение лётно-технических и эксплуатационных характеристик самолётов SSJ-New, исследования по флагману отечественной авиации – МС-21, вертолёту «Ансат», самолётам региональной авиации «Байкал» и «Ладога», а также беспилотным авиационным комплексам.

В пресс-службе института добавили, что летом в ходе авиасалона МАКС-2023 в выставочной экспозиции ЦАГИ будут отражены три основные темы: «Наука и технологии», «Наука и промышленность», «Инновации и молодежь».

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (9 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...