В начале апреля в Новосибирске прошла IX Международная научно-практическая конференция «Чаплыгинские чтения», организованная Сибирским научно-исследовательским институтом авиации (СибНИА). Программа мероприятия включала доклады о численных и экспериментальных методах исследований аэродинамики, прочности летательных аппаратов на различных скоростях полёта, вопросы, связанные с применением композитных материалов.
В ходе пленарного заседания конференции были рассмотрены результаты работы научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук», который занимается разработкой новых технологий для сверхзвуковой авиации. О результатах деятельности НЦМУ «Сверхзвук», в том числе лаборатории «Искусственный интеллект и безопасность полётов» рассказал первый заместитель генерального директора ФАУ «ЦАГИ», доктор физико-математических наук Александр Медведский.
НЦМУ через изучение аэродинамики, безопасности полёта, прочности и аэроакустики сфокусирован на улучшении лётно-технических, экологических и акустических характеристик сверхзвуковых пассажирских самолётов нового поколения. Александр Медведский подчеркнул важность создания интеллектуальных систем управления для сверхзвуковых гражданских самолётов с использованием технологий искусственного интеллекта, технического зрения и дополненной реальности.
«К настоящему моменту учёными уже созданы высоконадёжные интеллектуальные системы ручного и автоматического управления полётом сверхзвукового гражданского самолёта, выполнено формирование единого информационно-управляющего поля кабины летательного аппарата на основе использования технологий искусственного интеллекта, технического зрения и дополненной реальности. Мы продвигаемся и в направлении проектирования пилотажного стенда сверхзвукового пассажирского самолёта. Все эти достижения – результат совместной работы специалистов на переднем крае науки, которая позволит авиации подняться на принципиально новый уровень», – отметил Александр Медведский.
Конференция также выделила исследования ЦАГИ по аэродинамике, динамике полёта и аэрофизическому эксперименту. Специалисты поделились работами по изучению компоновки самолётов нового поколения, направленными на повышение безопасности и экономичности полётов в малой авиации.