Работы, проведённые за последнее время научным центром мирового уровня «Сверхзвук» и его партнёрами, показали прогресс в решении ключевых задач, связанных с созданием сверхзвукового пассажирского самолёта (СПС) нового поколения. Специалисты исследовали обеспечение отказоустойчивости бортовых систем, повышение их кибербезопасности, а также тестировали системы интеллектуального машинного зрения для визуализации внешней обстановки в кабине пилотов без остекления.
В октябре 2024 года на заседании научно-технического совета НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» были представлены итоги работ лаборатории «НЦМУ-ГосНИИАС». Учёные разработали единые программные модули для мониторинга технического состояния и реконфигурации измерительной подсистемы СПС. Алгоритмы, основанные на моделях и данных, успешно выявляли и локализовали отказы датчиков углового положения самолёта. Это подтвердило их эффективность в условиях, приближенных к реальным. Кроме того, специалисты доработали бортовой интерфейс киберзащищённого концентратора данных, что позволило повысить безопасность бортовой информационной сети. Тестирование алгоритмов кибербезопасности показало их устойчивость к потенциальным угрозам.
Декабрьское заседание научно-технического совета подвело итоги года. Специалисты ГосНИИАС представили результаты тестирования интеллектуальных алгоритмов мониторинга и реконфигурации. Внесённые изменения увеличили быстродействие и точность идентификации отказов. Эти разработки применимы не только для СПС, но и для других воздушных судов гражданской авиации, включая беспилотные. Параллельно велись работы по кибербезопасности. Испытания на стенде информационной безопасности подтвердили эффективность алгоритмов обнаружения и предотвращения кибератак. Сформированные рекомендации помогут доработать стенд для более точного моделирования реальных условий.
Осенью 2024 года на аэродроме СибНИА в Новосибирске прошли испытания технологии «от терминала до терминала». Специалисты ГосНИИАС и СибНИА провели экспериментальные исследования, направленные на отработку управления перспективным гражданским самолётом. В ходе тестов определили особенности работы экипажа в условиях «закрытой кабины» (без остекления) – на всех этапах полёта.
Особое внимание уделили рулению. Испытатели отработали автоматическую прокладку маршрута по аэродрому с возможностью его обновления от наземного оператора. Технология учитывала текущий трафик и автоматически выдерживала безопасную дистанцию. Это критически важно для будущих сверхзвуковых пассажирских самолётов, где точность управления на земле не менее важна, чем в воздухе.
Теперь пресс-служба правительства РФ сообщила о проведении в Новосибирске испытаний в полёте демонстратора интеллектуальных технологий, реализующий концепцию «от терминала до терминала» в условиях «закрытой кабины». Полёт летающей лаборатории Як-40ЛЛ, оснащённой демонстратором интеллектуальных технологий, был выполнен специалистами ГосНИИАС и Сибирского НИИ авиации имени С.А. Чаплыгина, входящих в состав НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского».
Концепция «от терминала до терминала» – это новый подход в авиации, который охватывает процедуры запуска двигателей на земле, руление к ВПП, взлёт, посадку и руление к терминалу. В отличие от традиционных систем, где управление разбито на отдельные сегменты, эта технология обеспечивает сквозной контроль и автоматизацию процессов.
Суть технологии заключается в объединении данных от всех бортовых систем в единый контур, внешняя обстановка транслируется на экраны в кабине. Это позволяет пилотировать самолёт только по изображению на экранах широкоформатных дисплеев, и по ним же оценивать ситуации за бортом. Такой подход делает возможным управление сверхзвуковым пассажирским самолётом, где традиционное остекление может быть ограничено или полностью отсутствовать из-за аэродинамических или тепловых нагрузок. Роль остекления здесь будут играть интегрированные гибкие экраны, имитирующие окна кабины.
«Экспериментальные исследования состояли из процедур руления, разбега, взлёта, набора высоты, полёта по маршруту, захода на посадку и посадку с пробегом по взлётно-посадочной полосе. Во время испытаний собраны данные о функционировании средств навигации и работе систем внешнего видения и алгоритмов обнаружения препятствий на лётном поле и распознавания угроз, а также натурные данные для обучения нейросетевых алгоритмов», – говорится в сообщении пресс-службы правительства.
Управление летающей лабораторией Як-40 осуществлялось из пассажирского салона с закрытыми иллюминаторами, приспособленного под кабину пилотов. Для визуализации внешней обстановки использовалась система машинного зрения на базе пяти камер видимого и двух – инфракрасного диапазона. В состав экипажа вошли опытные лётчики-испытатели, включая генерального директора СибНИА Владимира Барсука. Собранные на всех этапах полёта – от руления до посадки – данные подтвердили возможность управления сверхзвуковым самолётом в условиях «закрытой кабины». Это открывает новые возможности для проектирования СПС второго поколения.
Результаты, достигнутые НИЦ им. Жуковского, демонстрируют укрепление и совершенствование научных и технологических заделов России в области сверхзвуковой пассажирской авиации. Успешный первый полёт Як-40ЛЛ в Новосибирске стал первым в мировой авиационной практике испытанием технологий, которые в итоге приведут к созданию пассажирских воздушных судов с «прозрачными» безиллюминаторными салонами и кабинами пилотов без остекления.