Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) продолжает исследования в области аэродинамических характеристик летательных аппаратов. В рамках гранта, предоставленного Российским научным фондом (РНФ), команда проекта сотрудничает с учёными из Института теоретической и прикладной механики имени С.А. Христиановича СО РАН (ИТПМ СО РАН), с целью разработки новых методик изучения нестационарного обтекания канонических тел.
Основная цель проекта заключается в изучении полёта летательных аппаратов в условиях нестационарного обтекания, которое возникает во время маневрирования, при сильной турбулентности атмосферы или при попадании в вихревой след. Эти факторы необходимо учитывать ещё на ранних этапах проектирования, поэтому учёные ЦАГИ разрабатывают методы численного моделирования и проводят эксперименты, успешная валидация которых является залогом получения точных данных.
На семинаре, проведённом в Мемориальном доме-музее Н.Е. Жуковского во Владимирской области, команда проекта подвела промежуточные итоги исследований текущего года. Они провели испытания модели канонического тела в аэродинамической трубе ЦАГИ, применив комплексный подход. С помощью оптических методов были измерены нестационарные нагрузки, давление, вибрации и температура на поверхности модели. Такой подход позволил определить ламинарно-турбулентный переход при различных числах Рейнольдса.
Кроме того, ученые использовали пленочные термоанемометры, чтобы получить данные о пульсациях скорости. Предварительные расчётные исследования помогли правильно спланировать эксперимент. Эти новые методы и подходы к изучению аэродинамических характеристик летательных аппаратов помогут повысить точность получаемых данных и, следовательно, помочь в разработке более эффективных и безопасных летательных аппаратов.
В следующем году команда проекта наряду с испытаниями проведёт расчётные исследования с помощью программного комплекса EWT-ЦАГИ, предназначенного для моделирования нестационарного течения в трансзвуковой аэродинамической трубе, а также выполнят фундаментальный анализ развития турбулентного пограничного слоя на канонических телах. Исследования помогут улучшить понимание нестационарного обтекания и его влияния на полётные характеристики летательных аппаратов, заложат фундамент создания более эффективных и совершенных самолётов.