Внедрение нового класса воздушного пространства «H» для беспилотных летательных аппаратов, предложенное Росавиацией, вызвало критику со стороны Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (АОПА-Россия). Проект, предусматривающий выделение высотного коридора до 500 метров для полётов БПЛА, при отсутствии чётких горизонтальных границ и требований к оснащению дронов, создаёт потенциальные риски для пилотируемой авиации. Об этом пишет «Интерфакс».
В соответствии с предложениями Росавиации, класс «H» предусматривает запрет на полёты пилотируемых судов в диапазоне от 300 до 400 метров над поверхностью земли. «Предложенные Росавиацией границы класса Н от 300 м до 400 м над поверхностью земли, а также запрет на полёты пилотируемых воздушных судов в этом диапазоне высот и в пределах 100 м ниже нижней границы и 100 м выше верхней границы класса Н, делают невозможными полёты пилотируемой авиации на высотах 200-500 м там, где будет установлен класс Н», – заявили в АОПА.
В организации считают, что при отсутствии информации о том, где именно он будет установлен новый класс воздушного пространства и каковы будут его горизонтальные границы, пилотируемая авиация рискует потерять возможность летать именно там, где она чаще всего летает – на высотах до 500 м от земли. Также возникает неопределённость особенно в условиях набора высоты или снижения, когда можно пересекать границы класса «Н», а когда это запрещено.
Отсутствие детальной информации о горизонтальных границах класса на практике может привести к тому, что пилоты малой авиации столкнуться с запретом на полёты в привычных диапазонах высот, а пересечение вертикальных границ класса «H» и его буферных зон фактически означает совместное использование воздушного пространства пилотируемой и беспилотной авиацией, но при этом не обеспечивается безопасное разделение, отмечают в АОПА.
Кроме того, риски создаёт отсутствие на БПЛА оборудования Detect-and-Avoid (DAA), которое позволяет автономно обнаруживать препятствия в воздухе и избегать столкновений, а также неопределённость с требованиями к квалификации операторов БПЛА, что ставит под сомнение их способность соблюдать принцип «вижу-избегаю», являющийся основой визуальных полётов.
Специалисты АОПА считают, что предложенные изменения Федеральных правил использования воздушного пространства (ФП ИВП) требуют существенной доработки. В текущем виде они создают ограничения для пилотируемой авиации без достаточных гарантий безопасности и без чётко прописанных правил для БПЛА. Создание класса «H» должно быть отложено до тех пор, пока не будут устранены все недостатки и замечания к проекту, необходимы более детальные проработки, учитывающие специфику как пилотируемой, так и беспилотной авиации.