модель CR929

Россия и CR929 – от партнёра по проекту до поставщика комплектующих

Макет CR929 и полноразмерный прототип носовой части фюзеляжа на выставке China Airshow 2020. Фото: © China Daily

Проект широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR929, который совместно ведут Россия и Китай, продолжает пробуксовывать. В настоящее время идёт эскизное проектирование, при том, что на этот этап конструкторы вышли ещё в 2017/2018 году. Фактически это означает заморозку работ, несмотря на то, что на 2023 год правительство РФ выделило на разработку этого самолёта почти 900 млн рублей, при этом на последующие годы финансирование работ по ШФДМС CR929 не предусматривается.

Что сейчас происходит с этим проектом рассказал в интервью ТАСС вице-премьер – глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. По его словам, Россия может принять решение перейти из со-разработчика в статус поставщика комплектующих – в первом квартале 2023 года пройдут очередные переговоры с COMAC, по результатам которых будут понятны перспективы и сроки.

«... у наших китайских коллег на сегодняшний день в этом проекте присутствуют заявки на участие от различных производителей компонентов третьих стран. Мы же такой формат для себя не рассматриваем, с учётом сегодняшней ситуации и всех рисков, которые очень хорошо понимаем. Поэтому, чтобы с ними не столкнуться, возможно, примем для себя решение из партнёра в рамках этого проекта перейти в статус поставщика агрегатов, компонентов», – заявил Денис Мантуров.

Разработка самолёта CR929 началась практически заново

О том, что в проекте ШФДМС CR929 необходимо стремиться к максимальному импортозамещению и производить большую часть критических агрегатов и самолётных систем своими силами, – России и КНР – глава Минпромторга уже говорил, в том числе и относительно силовой установки для этого самолёта, предлагая китайским партнёрам остановить выбор на перспективном ТРДД ПД-35.

Этот двигатель предлагался для оснащения CR929 ещё в 2017 году как альтернатива ТРДД компании Rolls-Royce. Тогда на одной из встреч по CR929 Денис Мантуров сказал китайским переговорщикам: «Сейчас есть два самолёта, которые поделили мировой рынок, – Airbus и Boeing. Мы создаём альтернативу, вряд ли они обрадуются. Будем на финише создания – вдруг выяснится, что эти большие двигатели по какой-то причине не доехали – найдётся как минимум десять причин для этого». Тогда китайцы с этим согласились.

Импортозамещение — не самоцель, но требование текущего момента

Однако в последующем с ужесточением антироссийских санкций в отношении гражданской авиации и ограничением или полным прекращением поставок в Россию материалов и комплектующих вопрос импортозамещения по проекту CR929 стал особенно актуальным. В дальнейшем зависимость от зарубежных поставщиков может привести к невозможности серийного выпуска лайнера в типовой конструкции, как это случилось с МС-21 и SSJ100. И придётся интегрировать свои системы в уже сертифицированный самолёт, что повлечёт значительную задержку сроков и рост затрат на разработку лайнера.

Таким образом, вопрос отказа от участия в проекте CR929 не снят с повестки дня. В более ранних заявлениях чиновников звучало о достижении консенсуса с СОМАС по поставщикам. Критически зависимый от иностранных комплектующих новый китайский пассажирский самолёт С919 сертифицирован, принят в эксплуатацию и скоро начнёт выполнять коммерческие перевозки, что говорит о полной уверенности COMAC в продолжении поставок, и о том, что в корпорации не видят угрозы санкций, несмотря на непростую ситуацию с Тайванем. В конечном итоге, имея богатый опыт работы с западными «партнёрами» и понимая, что подписи под контрактами в любой момент могут быть отозваны по политическим мотивам, российская сторона вполне обосновано может всё же выйти из совместного проекта.

CR929 — зачем этот самолёт нужен Китаю и зачем — России

Если же будет принято решение окончательно выйти из проекта, то в качестве поставщика комплектующих ОАК может предложить композитное крыло, маршевую силовую установку, вспомогательную силовую установку, шасси, БРЭО, оборудование кабины пилотов, включая активные боковые ручки, и другие самолётные системы и агрегаты, которые уже разработаны для МС-21 и SSJ-New и в течение следующих года-полтора будут сертифицированы на отечественных самолётах.

Все новости по проекту #CR929

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (17 оценок, среднее: 4,59 из 5)
Загрузка...