Asia Times: проект CR929 сталкивается с турбулентностью, возникающей из-за споров по поводу конструкции лайнера

Мы уже достаточно давно не получали новостей о совместном российско-китайском проекте ШФДМС CR929. В марте, когда пандемия COVID-19 накрыла большинство стран мира, советник генерального директора Объединенной авиастроительной корпорации Валерий Окулов сообщил, что из-за коронавируса все мероприятия по CR929 перенесены в режим видеоконференций, в том числе и советы директоров. И вот в конце сентября издание Asia Times сообщило, что проект остановлен, а нормальной работе российских и китайских инженеров мешают серьёзные конфликты. Издание утверждает, что Россия не собирается передавать Поднебесной ключевые технологии и настаивает на использовании в качестве силовой установки перспективного двигателя ПД-35.

"Серьезные конфликты мешают Пекину и Москве разработать проект широкофюзеляжного пассажирского самолета. Проект сталкивается с турбулентностью, возникающей из-за споров по поводу конструкции и спецификаций лайнера. Пекин стремится использовать технический опыт Москвы и активно импортирует технологии, а российские конструкторские бюро и оборонные подрядчики видят в Китае новые источники доходов. Проект дальнемагистрального пассажирского реактивного самолета откладывается, поскольку китайские и российские участники спорят о технических характеристиках", - пишет Asia Times.

О трениях в совместной команде разработчиков стало известно от гендиректора ПАО "Корпорация Иркут" Равиля Хакимова. 8 июля текущего года на заседании комитета по экономической политике Совета Федерации он заявил, что из-за возникающих сложностей плановый срок начала серийных поставок самолёта сдвигается на 2028-2029 годы.

"В настоящий момент мы находимся на этапе Gate-3 - это сбор и анализ предложений всех поставщиков с целью определения конечной конфигурации воздушного судна. Планировалось эту работу завершить в 2020 году и в 2021 году перейти к этапу контрактации со всеми соиспонителями и поставщиками, - сказал Хакимов. - Но, к сожалению, есть сложности в совместной работе с китайскими партнёрами, поэтому возможно этот этап сдвинется на 2021 год. В целом, программа должна быть реализована с учетом текущей актуализации, и в 2028-2029 годах должны начаться поставки этого самолёта", - добавил гендиректор "Иркута".

О том, что программа CR929 находится на этапе Gate-3, пресс-служба ОАК со слов главного конструктора самолёта с российской стороны Максима Литвинова сообщала ещё в июне 2018 года. Кроме согласования общего вида лайнера, этот этап включает в себя проведение экспериментально-исследовательских работ в области аэродинамики, выбор конструкционных материалов, анализ технико-коммерческих предложений потенциальных поставщиков ключевых систем и оборудования. Завершение этих работ и прохождение этапа Gate-3 планировалось к середине 2019 года.

В ходе того же заседания Совфеда 8 июля Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров рассказал, что Китай вошёл в этот проект с одной главной целью - получить технологии и сохранить свой рынок для собственного самолёта, у России же цель прямо противоположная - не поделиться технологиями, а получить внешний рынок.

И если Россия обладает компетенциями в разработке широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров и современных турбореактивных двигателей, то у Пекина такого опыта и знаний нет, и делиться с ними таким опытом никто не желает. Это очень задевает китайских партнёров и задевает до такой степени, что по утверждению Asia Times, некоторые сотрудники COMAC в социальных сетях высказывают мнение, что российские разработчики пытаются навязать проекту устаревшие советские технологии.

"Другой вопрос - настойчивое стремление ОАК разработать конструкцию фюзеляжа CR929 на базе устаревшего самолёта Ил-86, производство которого закончилось в 1990-е гг. COMAC отказалась принять “средневековую” советскую конструкцию", - пишет издание. При этом в совместном предприятии CRAIC, которое занимается разработкой лайнера, Китай несёт ответственность за производство именно композитного фюзеляжа.

Ил-96-400М — дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт

Отметим также, что 31 января 2018 года COMAC сообщила о завершении производственных испытаний полномасштабных 15х6 метров композитных панелей фюзеляжа, а в конце декабря того же года корпорация изготовила и показала композитный прототип его передней части. Поэтому заявления, пусть даже и в соцсетях, сотрудников китайской корпорации о навязывании им фюзеляжа от Ил-86 выглядит чистым лукавством.

Также Asia Times пишет, что Россия предложила Китаю повторить свою модель сотрудничества с Индией, т.е. - передать в Шанхай только сборку CR929 на аутсорсинг COMAC, по аналогии поузловой сборки истребителей Су-30МКИ в Индии без передачи своей интеллектуальной собственности. В ответ COMAC категорически отвергла российский план, т.к. он сводит роль китайской корпорации к простой отвёрточной сборке.

Что касается силовой установки, то ОАК предлагает поступить по схеме, применённой на МС-21 - закладывать в проект CR929 сразу несколько типов двигателей: ПД-35, General Electric GEnX и Rolls Royce Trent 7000. В тоже время, китайские государственные СМИ сообщают, что COMAC разрабатывает свой турбовентиляторный двигатель, который потенциально может быть установлен на CR929. Китайские журналисты убеждены, что Россия выйдет из этого проекта и сосредоточится на доработке Ил-96-400М. Что касается самолёта CR929, то он лишится буквы "R" в названии, а Пекин попытается завершить разработку своими силами, установив на машину силовой агрегат собственного производства.

По сообщению "Интерфакса", в подготовленной Минпромторгом России новой редакции госпрограммы развития авиапрома, ведомство указало на проблемы с выбором поставщиков агрегатов для самолёта CR929.

"В рамках подпрограммы "Авиационные агрегаты и приборы" ряд показателей откорректирован в сторону уменьшения в связи с (...) затягиванием процесса выбора поставщиков агрегатов и БРЭО по проекту создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета китайской стороной", - говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства, которое вносит изменения в госпрограмму (опубликованы на портале regulation.gov.ru).

Минпромторг также указывает на сокращение госфинансирования работ по CR929. Согласно проекту бюджета на ближайшую трехлетку, в 2021 году ОАК получит на проект 2,6 млрд руб., в 2022 году - 2,4 млрд руб., в 2023 году - 3,5 млрд руб. В действующей редакции госпрограммы ежегодные субсидии предусмотрены в размере 7 млрд руб.

Андрей Величко,
для сайта "Авиация России"

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (11 оценок, среднее: 4,45 из 5)
Загрузка...