Учебно-тренировочная авиация переживает затяжной кризис из-за отсутствия лёгких винтовых современных отечественных самолётов. Перспективные Як-152 и УТС-800 не готовы для сертификации, серийного производства и передачи в лётные училища. Учебным заведениям приходится использовать для обучения курсантов иностранную технику. И пока прогресса здесь не видно, главная причина – отсутствие российского поршневого или турбовинтового авиадвигателя для самолётов малой авиации.
21 сентября 2024 года на площадке S7 Group в Торбеево под председательством Министра транспорта Романа Старовойта состоялось совещание, посвященное развитию авиации общего назначения (АОН). Основной темой обсуждения стал дефицит современных учебных самолётов в российских учебных заведениях гражданской авиации, а также представление нового четырёхместного самолёта Tango разработанного компанией S7 Group, который в тот же день совершил первый полёт. Также была продемонстрирована ещё одна собственная разработка S7 Group – двигатель АПД-520.
Существующий парк учебно-тренировочных самолётов в России ограничен. По данным на конец июля 2024 года, Ульяновский институт гражданской авиации (УИ ГА) располагал 24 самолётами Diamond D40/42 и 29 Cessna 172, а Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА) – 32 Diamond D40/42 и 15 Cessna 172. В результате стихийного бедствия 30 июля в аэропорту Нижнекамска четыре самолёта DA-42 СПбГУ ГА были повреждены, что ещё более усугубило дефицит учебной техники. Общее количество эксплуатируемых самолётов в двух институтах составляло 100 единиц до инцидента.
На текущий момент количество эксплуатируемых в России учебных самолётов ограничено, что является серьёзной проблемой для подготовки достаточного числа пилотов. Самолёт Tango, представленный как перспективный учебный летательный аппарат, отличается цельнокомпозитной конструкцией. Это обеспечивает ему требуемую прочность при оптимальной массе и аэродинамических характеристиках.
Выступая на совещании в Торбеево, руководитель Росавиации Дмитрий Ядров отметил, что авиация общего назначения может и должна играть более значимую роль в российской экономике. На сегодняшний день в России 80 эксплуатантов имеют действующее свидетельство и выполняют полёты в целях АОН.
«Понимая перспективы АОН, Росавиация вела и ведёт работу для упрощения деятельности так называемой малой авиации. Это касается оптимизации требований к посадочным площадкам, упрощения процедур сертификации авиатехники и других аспектов деятельности АОН. При этом наши подходы к безопасности полётов непоколебимы – малая авиация должна работать ответственно, с соблюдением всех требований в этой области», – сказал Дмитрий Ядров.
В связи с нехваткой учебных самолётов, Росавиация инициировала в УИ ГА изучение возможности возобновления использования советского учебно-тренировочного самолёта Як-18Т. Об этом
Як-18Т был разработан в 1964 году. Серийное производство началось в 1973 году и продолжалось до 1988 года, в течение этого периода было выпущено около 536 самолётов. Изначально машина проектировалась как многоцелевая, однако решением Совета Министров СССР самолёт был принят в качестве учебного для лётных училищ ВВС, которые получили не менее 492 Як-18Т.
Конструктивные особенности расположения топливных баков приводило к неравномерному расходу топлива при длительных полётах с креном, что вызывало дополнительное кренение самолёта. Из-за этого в 1988 году Як-18Т был снят с производства, часть машин утилизировали, часть продали. В 1993 году на Смоленском авиазаводе серийное производство было возобновлено, и за пять лет изготовили 62 самолёта. В 1998-м из-за ухудшения экономической ситуации и роста цен на энергоносители и комплектующие производство свернули.
В 2006 году в связи со снижением налёта у курсантов лётных училищ правительство РФ приняло решение о возобновлении серийного выпуска модернизированного Як-18Т. Модернизация включала в себя усовершенствование топливной системы, баков, обшивки крыла, киля, стабилизатора, рулей, авионики, воздушного винта и других элементов.
В 2009 году после инцидента под Ульяновском Росавиация временно запретила полёты на Як-18Т 36-й серии. Окончательный вывод Як-18Т из эксплуатации в лётных училищах произошёл после катастрофы Як-18Т Сасовского училища в 2012 году, причиной которой стал отказ двигателя из-за разбалансировки работы двигателя, воздушного винта, регулятора постоянных оборотов и системы смазки, приведший к потере управления, столкновению с землёй и гибели курсанта и инструктора. В последующем лётные училища перешли на иностранные учебные самолёты. В последние годы
23 ноября Дмитрий Ядров в эфире телеканала «Россия 24»