Традиционный курс подготовки лётного состава состоит из программы первоначальной лётной подготовки, основной или базовой программы и программы совершенствования. Одним из способов снижения затрат является переход с трёх- на двухэтапную модель подготовки, при которой первоначальная и основная подготовка выполняется на самолёте одного типа, желательно турбовинтового.
Учебно-тренировочным самолётом, способным решать такие задачи, является, например, Pilatus PC-9, разработанный компанией Pilatus Aircraft. Машина широко эксплуатируется во всем мире. На базе PC-9 было построено множество модификаций, в том числе учебно-тренировочный самолёт T-6 Texan II, являющийся основным УТС первоначальной и базовой подготовки в США. Средняя стоимость лётного часа такого типа самолётов в разы меньше, чем у реактивных, и подготовка пилота обходится значительно дешевле.
В России в настоящее время проходит испытания УТС Як-152, укомплектованный 500-сильным поршневым дизельным двигателем RED A03 V12 немецкой компании RED Aircraft GmbH. Особенность этого самолёта заключается в том, что он входит в состав учебно-тренировочного комплекса, включающего также самолёт Як-130, процедурный тренажёр, учебные компьютерные классы и систему средств объективного контроля. Комплекс предназначен для решения задач первоначального обучения и профессионального отбора лётчиков на ранней стадии подготовки.
Однако запуск полноценного серийного производства и начало реальной эксплуатации Як-152 пока задерживаются. При этом самолёт является неизменным участником Международных авиакосмических салонов в Жуковском. Машина не только демонстрируется в составе статической экспозиции корпорации «Иркут», но и участвует в лётной программе авиашоу. История создания Як-152 началась в начале нулевых годов, когда президентом ОКБ им. Яковлева Олегом Демченко было принято решение о переобозначении создаваемого учебно-тренировочного самолёта Як-54М в Як-152.
Первый полёт самолёт выполнил 29 сентября 2016 года, но его госиспытания ещё не завершены, и уже в течение пяти лет отсутствует определённость с будущим Як-152. Минобороны пока не подписывало никаких контрактов на поставки этого типа УТС в лётные училища.
В июле 2021 года на одном из селекторных совещаний в Минобороны России глава ведомства Сергей Шойгу заявил, что для обновления парка учебно-тренировочных самолётов первоначальной подготовки лётчиков боевой авиации будут проведены на конкурсной основе комплексные испытания двух перспективных моделей – Як-152 и УТС-800.
О проекте, который разрабатывает Уральский завод гражданской авиации информации немного. Известно, что первый лётный экземпляр УТС-800 будет готов в декабре 2021 года, его строительство идёт на УЗГА. Т.е., сравнение двух УТС военные смогут провести не ранее второй половины 2022 года — уральская машина должна для начала подняться в небо и пройти хотя бы программу заводских доводочных испытаний. При этом надо учитывать, что самолёты принципиально отличаются между собой силовой установкой: на Як-152 установлен поршневой импортный двигатель, на УТС-800 — планируется ставить турбовинтовой ВК-800ПС, который создаёт УЗГА. При строительстве самолёта планируется использовать отечественные технологии и материалы. Основным потребителем УТС-800 будут лётные училища ВКС.
Об особенностях нового самолёта и программе его производства в
По его словам, самолёт разрабатывается в соответствии с действующими авиационными правилами и имеющимися техническими требованиями, полученными от эксплуатантов. УТС-800 позволяет обучать технике пилотирования на простой и сложный пилотаж в диапазоне высот от 1000 до 8000 м. Самолёт сможет базироваться на ВПП с искусственным покрытием и с грунтовых ВПП.
«УТС-800 имеет два варианта заправки топливом: для выполнения фигур высшего пилотажа и многоцелевой. Варьируя объём заправленного топлива, можно получить либо пилотажный самолёт для обучения фигурам высшего пилотажа, либо значительную продолжительность полёта, например, полёты по маршрутам или патрулирование», — рассказал Дмитрий Тиняков.
Силовая установка самолёта состоит из одного турбовинтового двигателя ВК-800СП и четырёхлопастного винта АВ-410П.
Для локализованной версии самолёта Л-410УВП-Е20 НПП «Аэросила» разработало новый пятилопастной воздушный винт АВ-410. Его особенность заключается в применении двухканальной электрогидравлической САУ типа FADEC. Для УТС-800 этот винт был адаптирован, и чтобы обеспечить соответствие требуемым тяговым характеристикам, число лопастей уменьшили до четырёх с сохранением профиля и конструкции лопасти, системы управления воздушным винтом и конструкции втулки.
Более жёсткие условия эксплуатации воздушного винта ввиду большей манёвренности и скороподъёмности самолёта УТС-800 и вызванных этим больших нагрузок на лопасть, может потребоваться её перепроектирование для обеспечения прочностных характеристик. Об этом
В тоже время, прототип УТС-800, который был представлен в составе статической экспозиции форума «Армия-2021» – на фото в заголовке статьи – оснащён пятилопастным винтом, из чего можно сделать вывод, что окончательного решения по облику силовой установки пока нет.
Мощность на валу двигателя на взлётном режиме составляет 806 л.с. Отсек силовой установки оборудован системой пожаротушения, кроме того, система пожарной сигнализации позволяет своевременно получить информацию о возгорании в других отсеках самолёта.
При проектировании УТС-800 были приняты основные приоритеты, определяющие требования к разработке: низкая стоимость лётного часа, надёжность, активная и пассивная безопасность, эксплуатационная технологичность, учебная эффективность. Разработка машины ведётся с максимальным использованием серийных отечественных комплектующих изделий с подтверждёнными высокими показателями надёжности, ресурсами и сроками службы.
На УТС-800 применена механическая система управления прямого действия. Предусмотрено необходимое резервирование всех основных систем: топливной, электроснабжения, пилотажно-навигационного оборудования и т.д. Аэродинамическая компоновка самолёта и профилировка крыла выбиралась с целью обеспечения предсказуемых реакций УТС-800 на грубые ошибки пилотирования. При приближении к критическим углам атаки обеспечивается предупредительная тряска. Особое внимание уделяется поведению самолёта в штопоре, обеспечиваются безопасные вход и выход из штопора при выполнении учебных полётов.
Характеристики УТС-800 | ||
ЛТХ | Заправка на пилотаж | Полная заправка |
Допустимые перегрузки | +7 / -4 | +5 / -2,5 |
Макс. взлётная масса | 2150 кг | 2560 кг |
Масса пустого | 1706 кг | |
Масса полезной нагрузки | 444 кг | 854 кг |
Макс. запас топлива | 280 кг | 664 кг |
Макс. дальность полёта (30 мин. резерв) | более 800 км | 1500-1800 км |
Макс. продолжительность полёта (30 мин. резерв) | 2,5 ч | 7 ч |
Макс. высота полёта | 8000 м | |
Макс.скорость полёта | 460-510* км/ч | |
Крейсерская скорость | 350 км/ч | |
Посадочная скорость | 124 км/ч | |
* 460 км/час заявлено на информационном стенде на форуме "Армия-2021" |
Главный конструктор самолёта отметил, что лётно-технические характеристики УТС-800 включая величину посадочной скорости, выбирались с целью обеспечения формирования необходимых навыков пилотирования и безопасности полёта, особенно на взлёте и посадке. Самолёт оснащён тормозным щитком с гидравлическим приводом, выпускаемым автоматически при достижении предельной скорости.
Передняя опора шасси оснащена управляемым колесом, что упрощает руление и делает маневрирование по аэродрому простым и безопасным. Реализованное в конструкции тормозной системы раздельное торможение колёс основных опор шасси также направлено на решение данной задачи.
Для экипажа созданы максимально комфортные условия – хороший обзор из кабины, современная система кондиционирования и вентиляции, противоперегрузочный костюм, кислородное оборудование для выполнения полётов на больших высотах, эффективное светотехническое оборудование. В рамках обеспечения безопасности курсанта и инструктора, самолёт оснащён птицестойким козырьком фонаря кабины и оборудован катапультными креслами К-93, позволяющими покинуть машину во всем диапазоне высот и скоростей, в том числе на земле.
Конструкция планера самолёта преимущественно выполнена из отечественных полимерных композиционных материалов, обеспечивающих весовую и экономическую эффективность, высокую технологичность, большой ресурс и срок службы конструкции. Такие решения позволяют безопасно совершать аварийную посадку «на брюхо», в том числе и на воду, но и в тоже время, шасси самолёта оборудовано полностью независимой резервной системой выпуска, что сводит к минимуму возникновение подобных ситуаций.
Тандемная компоновка кабины обеспечивает полностью самостоятельную работу курсанта с оборудованием кабины, при этом приоритетность управления остаётся у инструктора, что даёт ему полный контроль над действиями курсанта. В процессе обучения инструктор может имитировать отказ комплекса бортового оборудования, вести обучение технике пилотирования в простых и сложных метеоусловиях, обучать простому и сложному пилотажу, включая полёты на штопор.
«УЗГА в рамках проекта УТС-800 ведёт разработку комплексного решения, обеспечивающего подготовку лётного и технического состава в небе и на земле, а также эффективную эксплуатацию и техническое обслуживание самолёта. – говорит Дмитрий Тиняков. — В составе учебно-тренировочного комплекса УТС-800 предусмотрено создание не только самого самолёта, но также технических средств обучения в составе тренажёра и учебного класса для лётного и технического состава, средств наземного обслуживания и средств объективного контроля», — отметил он.
Комплекс обеспечивает обучение технике пилотирования в полном объёме, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, одиночно и в составе группы. Современное программное обеспечение учебного класса позволит в простой и доступной форме изучать особенности конструкции и эксплуатации самолёта, техники пилотирования, осуществлять разбор учебных полётов, опираясь на данные, полученные от средств объективного контроля.
В ходе осмотра новинок авиационной техники на форуме «Армия-2021» 24 августа в парке «Патриот» представители УЗГА докладывали министру обороны РФ Сергею Шойгу, что стоимость лётного часа новой учебной машины составит не более 25 000 руб., а часть задач учебно-боевого самолёта Як-130 можно перенести на УТС-800.
УТК УТС-800 может использоваться в государственных лётных учебных заведениях, в аэроклубах ДОСААФ, а также в других учебных центрах для своевременного отбора на этапах первоначальной и базовой подготовки будущих профессиональных лётчиков с экономией десятков миллионов рублей на повышенную лётную подготовку каждого из них.