Инженеры опытно-конструкторского бюро им. Александра Яковлева приступили к разработке нового учебно-тренировочного самолёта (УТС) для подготовки пилотов гражданской авиации. В качестве базы для нового самолёта выбран военный Як-152, который ранее в январе 2024 года завершил совместные государственные испытания. Об этом
Новый УТС будет предназначен для подготовки курсантов лётных училищ и учебных центров гражданской авиации. Самолёт должен обладать высокими лётно-техническими характеристиками, быть простым в управлении и надёжным в эксплуатации.
«Наработанный опыт при создании Як-152 будет использован при формировании технического облика нового учебно-тренировочного самолёта для училищ и учебных центров гражданской авиации. Технический облик нового УТС будет разрабатываться совместно с Росавиацией и потенциальными эксплуатантами», – заявили в «Яковлеве».
Поршневой Як-152 для первоначальной подготовки лётного состава является дополнением к учебно-боевому комплексу на базе самолёта Як-130. Як-152 имеет унифицированное информационно-управляющее поле кабины с Як-130, что позволяет курсантам легче переходить с одного самолёта на другой. При этом кабина как на Як-152, так и на Як-130 имеет тандемную компоновку, что больше походит для обучения лётчиков-истребителей.
Проект гражданского УТС находится ещё только в начальной стадии, но уже сейчас можно предположить, что расположение курсанта и инструктора в нём будет реализовано в ряд, плечом к плечу, как на всех гражданских воздушных судах. Тем более, что ОКБ им. Яковлева имеет опыт создания лёгких самолётов с подобной кабиной – это учебно-тренировочный и пассажирский четырёхместный самолёт Як-18Т.
Як-18Т коллектив ОКБ проектировал как многоцелевой, однако решением правительства СССР самолёт был принят в качестве учебно-тренировочного. Всего на Смоленском авиазаводе было выпущено более 750 машин, которые передавались в Актюбинское, Бугурусланское, Кировоградское, Краснокутское и Сасовское училища гражданской авиации.
Таким образом, речь идёт о создании нового самолёта с унификацией его по основным системам с Як-152 и в концепции с уже давно проверенной и отработанной схемой компоновки кабины Як-18Т. Это сократит сроки, удешевит проектирование и не создаст трудности в его обслуживании в будущем.